Фестиваль современной хореографии продолжается.

Самый крупный международный смотр современного балета и танца уже 16 лет подряд проводит Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко: поклонники фестиваля увидели выступления лучших коллективов мира. Имена Прельжокажа и Килиана также стали известны Москве, благодаря DanceInversion. В этом году внимание дирекции сосредоточилось на танцевальном искусстве экзотических стран: Бразилии, Австралии, Новой Зеландии. Радикального — ничего, зато непривычного глазу — хоть отбавляй.

Открыла фестиваль «Групо Корпо» из Бразилии. Старейший коллектив, который критики окрестили квинтэссенцией всей танцующей Бразилии. Стиль у группы оригинальный: причудливая смесь капоэйры, шашаду, самбы. Еще одна особенность коллектива — эксперименты со светом. Две одноактовки «Parabelo» и «Sem Mim» в принципе больше напоминали световые перформансы или коллективные ритуальные церемонии, чем спектакли. Хотя бессюжетными их назвать никак нельзя. В одном речь шла о

море, любви и разлуке. В другом — о бразильском солнце. Танцовщики «Parabelo» выступали на фоне морской сетки в нарядах-обманках: из зала казалось, что их тела покрыты татуировками. В «Sem Mim» на сцене театра ожил причудливый и яркий бразильский карнавал.

Вторым номером в программе фестиваля значился Национальный хореографический центр Кретея и компания «Кафиг». Ее возглавляет французский гуру хип-хопа Мурад Мерзуки. Он привез в Москву спектакль «Yo Gee Ti». В его создании принимали участие танцоры из тайваньского национального культурного центра имени Чан Кайши: они выступали вместе с мастерами contemporary dance. В итоге получилось нечто среднее между европейским современным танцем, брейк-дансем, восточной акробатикой и единоборствами. Азия, действительно, встретилась с Европой. Артисты казались пластилиновыми куклами в завораживающих декорациях (множество длинных нитей, благодаря специальному освещению превращались то в золотую пелерину, то в маленькие джунгли, а иногда и в сногсшибательные наряды). А союз умной акробатики и сверхоригинальных смыслов действовал как гипноз.

Еще одну странную вселенную на сцене выстроила сиднейская танцевальная компания — они привезли к нам постановку «2 One Another». Признанный шедевр, этот спектакль Рафаэла Боначелы поставлен на музыку Ника Уэйса (его конек — компиляции электроники и тем барокко). Принято считать, что до этого спектакля австралийский танец существовал постольку поскольку, в расчет местных артистов и хореографов вообще никто не брал. «2 One Another» изменила ситуацию навсегда. Задник из микролампочек, меняющих цвет, устрашающе внезапные всполохи света и музыка космоса, — в таком пространстве работают 16 танцовшиков. Их танец экспрессивен, при этом предельно аккуратен и слажен. Тысячи прикосновений и тысячи же разлук, иногда нежнейшие дуэты, а порой массовые истерики.

В том, что новозеланды («Birds with skymirrors») покажут что-то не менее оригинальное и эффектное, сомнений нет. Как, впрочем, и то что «Восковые крылья» Килиана, припасенные фестивалем на «десерт», придутся публике по душе.