ПОИСК
Наталья Витвицкая
28 октября 2013

«Сказка о том, что мы можем, а чего нет»: русский народный ужас

Марат Гацалов поставил в МХТ пьесу Михаила Дурненкова о том, как начальники полиции любить умеют.

«Сказка» на Малой сцене МХТ — спектакль завораживающе прекрасный. Как обманчивый морок, или колдовской сон, он затягивает сразу и долго не отпускает после. Марат Гацалов поставил текст культовых сценаристов 90-х — Петра Луцика и Алексея Саморядова. За драматургическую интерпретацию отвечал Михаил Дурненков, за художественные решения — радикальнейший автор Ксения Перетрухина. В этой восхитительной во многих отношениях сценической истории сошлись «булгаковская» мистика, «пелевинский» юмор, «гоголевская» фантастика и сегодняшний, узнаваемый «хоррор».

Возможно, кому-то покажется трудным высидеть двухчасовой спектакль в замкнутом пространстве крохотной картонной «палатки». Однако те, кто справится, разочарованными не уйдут: эффект от такой сценографии фантастический. Зрителей при входе встречают полицейские. Покрикивая, они «перетасовывают» публику и заводят в разные пространства-кабинетики из картона. Кто в какой попадает — чистая случайность. Как следствие: случайность и спектакль, который видит каждый. Действие происходит в четырех комнатах одновременно, — что-то можно видеть своими глазами. Что-то — только слышать из-за стенки. А итоговый «пазл» у всех разный.

Четыре кабинета — одно отделение условной русской народной полиции. Здесь живет самая настоящая «нечисть», и происходят необъяснимые события. Только вот никто их необъяснимыми или странными не считает, а нечисть и вовсе «за своих» держат. Поп в черной рясе разгуливает по отделению и крестит каждый предмет. Тот же поп насылает «страшные заговоры посредством смс» и заставляет новобранцев распевать молитвы. Начальник отделения Олег Махмудов (превосходная работа Алексея Кравченко)— русский богатырь-«пахан», решает, кого сегодня «со скуки» застрелить на месте, а кого спалить живьем. По отделению визгливой толпой бродят проститутки, одетые только наполовину или раздетые совсем. Еще бываю здесь «опричники» всякие и колдуны, пытающиеся снять порчу с Махмудова.

Порча та — суть всей истории. Жил себе Махмудов не тужил, грозно правил и властью своей упивался. Вдруг выяснилось, что где-то на берегах Яузы дом стоит, а в нем колдунья-вдова живет. Налоги не платит, Махмудову подчиняться не собирается. Тот «некрасиво» настаивает, — и вдова наколдовывает Махмудову импотенцию. В итоге Махмудов влюбляется в колдунью. И совершив череду убийств, сгорает заживо вместе с заветной соперницей в своем же кабинете.

Весь этот апокалиптический ужас в исполнении мхатовской молодежи и двух-трех уже состоявшихся артистов вполне реален. Мистика сосуществует здесь с натурализмом, а потому и кажется такой правдоподобной. Будничный ад, видимый, осязаемый, омерзительный. Если бы не банальная мелодраматичная развязка («мент» влюбился) — быть бы спектаклю идеально злым гротеском. Но даже с таким финалом главное, что хотели сказать авторы, очевидно. Власть жаждет стать абсолютом, своего рода священной первопричиной сущего. Сталкиваясь с неприятием и даже игнорированием (ведьма как раз таким игнорированием и не погнушалась), она готова сожрать самое себя. Общий эзотирический ужас лавиной обрушивается на зрителей: одуревшая страна на краю. И до обрыва (почти как у Булгакова в его «Мастере...») — совсем чуть-чуть.

фото (1,2): Михаил Гутерман
фото (3): Екатерина Цветкова

 

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

c 29 по 30 мар | Большой театр, балет c 29 по 30 мар

Одноактные балеты Джорджа Баланчина. Все звезды Большого на одной сцене.

Золотая маска

c 29 по 31 мар | Электротеатр Станиславский, драма c 29 по 31 мар

Премьера

Сб, 1 апр | Студия театрального искусства, драма Сб, 1 апр

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

Золотая маска

Вс, 26 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма Вс, 26 мар

Жутковатая сказка Карло Гоцци о двух братьях, равно обреченных на гибель.

Золотая маска

Сб, 1 апр | Геликон-Опера, опера Сб, 1 апр

Единственная в своем роде опера-альбом о жизни «святого доктора».

Золотая маска

Пт, 31 мар | драма Пт, 31 мар

Променад-спектакль по произведению Бертольта Брехта.

c 2 по 3 апр | Театр наций, драма c 2 по 3 апр

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

Золотая маска

до 24 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма до 24 мар

Чеховские «Три сестры» в суперрадикальной версии Андрия Жолдака. Время действия - 4015 год.

Золотая маска

c 27 по 28 мар | Театр драмы им. А.В. Луначарского (Кемерово), драма c 27 по 28 мар

Спектакль-результат этноэкспедиции в село Беково Кемеровской области, по следам исчезающего народа телеутов.

Золотая маска

c 30 по 31 мар | Воронежский камерный театр, драма c 30 по 31 мар

Печальный, тонкий Чехов в эстетике поздних советских лет.

Премьера

c 24 по 25 мар | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 24 по 25 мар

Евгений Гришковец поставил спектакль по собственной пьесе.

Премьера

c 28 по 29 мар | Театр наций, драма c 28 по 29 мар

Великолепная Юлия Пересильд в роли «луча света в темном царстве».