Топ-5 самых «кровавых» спектаклей московской сцены.

В преддверии заморского праздника Хэллоуин VashDosug.ru решил вспомнить лучшие театральные постановки в жанре хоррора. Несмотря на спорную визуальную составляющую (разбрызганные по полу мозги и кровавые фонтанчики), все они высоко оценены критиками и театралами. Так что, если вы поклонник «ужастиков со смыслом», как говорится, welcome!

«Электра»
Театр Наций




Спектакль Тимофея Кулябина действует, как электрошок. На сцене скорее буднично, чем пафосно, происходят убийства. Сюжет древнегреческой трагедии перенесен в здание современного аэропорта. Электра уговаривает объявившегося брата Ореста отомстить палачам их отца — собственной матери Клитемнестре и правящему вместе с ней любовнику Эгисфу. И хотя процесс умертвления не покажут, от шокирующей картинки вы никуда не денетесь. По транспортеру с чемоданами выкатится на сцену окровавленное тело убитого отчима. Потом четверть часа Электра будет над ним измывается — обливать вином, тушить о голову врага окурки и т.д. и т.п. Ближе к финалу детки умертвят и мать. Зачем эти садистские ужасы? — спросите вы. Затем, что в рамках режиссерской концепции они более чем логичны. Заимствовав у древнегреческого классика тему конфликта «человек и воля богов», Кулябин поставил спектакль про то, что Бога нет и никогда не было. И ни одно убийство на этой земле никем и ничем не оправдано.

фото Михаила Гутермана


«Человек-подушка»
МХТ им. Чехова




Идейный ужастик по пьесе ирландца Мартина Макдонаха критики называют одной из лучших режиссерских работ Кирилла Серебренникова. И все же, даже если трехэтажный мат в исполнении известных актеров или вид крови вас не очень пугает, подумайте хорошенько: а если это вид крови невинных младенцев? Детей в этой истории зверски мучают: уговаривают покончить с собой, отрубают пальцы ног и даже распинают на кресте и хоронят заживо. Все они, как позже выясняется, жертвы психически больного брата главного героя (первого играет Алексей Кравченко, второго Анатолий Белый). Пока один писал себе сказки-страшилки для будущих поколений, его братец воспринял их как руководство к действию. Глядя на ужасы на сцене, про вопрос — стоит ли искусство слезы ребенка — как-то забываешь. Но и черной комедией назвать этот спектакль язык не поворачивается. Скорее дерзким психологическим триллером для тех, у кого детство не задалось.

фото Сергея Петрова


«Лейтенант с острова Инишимор»
МТЮЗ



Перед тем как начать, публику предупреждают: «к просмотру не рекомендуется: ханжам, любителям постить котиков, ярым противникам табуированных тем, беременным и людям с неустоявшейся психикой, не достигшим 16 лет». Предупреждение важное — особенно для тех, кто не знает, что такое радикальный театр. Перед вами — еще одна пьеса ирландца Макдонаха. Гора трупов, фонтаны крови и мозги на полу — это даже не финал и не середина истории. Это ее начало. Речь идет о братоубийственной войне, которая случилась только потому, что старший брат не уследил за любимым котом младшего. А тот возьми, да и окажись головорезом со стажем. От ужаса за питомца младший брат даже забывает отрезать второй сосок у наркодилера, которого пытает с самого начала спектакля. Ну, а дальше... кровь по колено и расчлененка. Большая удача молодой актерской команды — пьеса не смотрится только кроважадным комиксом. Философская глубина очень хорошо просматривается: абсурдная сентиментальность убийц — это всего лишь символ ущербности современного человека.

фото Елены Лапиной


«Метаморфозы»
Гоголь-центр



Кровавую мифологию Древнего Рима на современный русский язык переложила переводчик Римма Генкина, кое-что своё дописал Валерий Печейкин. Режиссер Давид Бобе перенес место действия в агрессивную городскую среду, видеохудожники и саунд-дизайнеры постарались, чтобы выглядела эта среда как можно убедительнее.
Сцена — жуткий ангар. На первом плане — разбитые машины, на втором — сетчатая стена, по которой периодически ползают полулюди-полутвари. Наказание богов — превратиться в животных, не исполнено до конца. Недочеловеки молят мучителей «закончить начатое». Но боги не слышат. Боги заняты своими делами — одно другого страшнее. Дочь спит с отцом, мать поджаривает на вертеле сына, мужчину превращают в женщину и насилуют, с осмелившегося соревноваться с богами мальчика живьем сдирают кожу... Все эти ужасы вполне правдоподобно оживают на сцене. Бобе и Серебренников не жалеют ни красной краски, ни нервы зрителей. А в финале, в полной темноте, почти неслышно они произносят — «в этом мире больше зла, чем добра»...

фото: пресс-служба Гоголь-центра


«Идеальный муж»
МХТ им. Чехова



Пятичасовая комедия главного нарушителя театрального спокойствия Константина Богомолова поставлена якобы по Оскару Уайльду (его Богомолов «скрестил» и с Шекспиром, и с Чеховым, и с полублатными хитами русского шансона). Здесь разгадывать режиссерскую концепцию не придется: с первых минут действия ясно, что спектакль — злая пародия на современную Россию. Ромео и Джульетта сегодня — это два гея, скрывающих свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу не пристало «позориться». Три сестры — гламурные фифы из Vogue-кафе, мечтающие «работать». А Мефистофель — батюшка, благославляющий все непотребства власти и открыто содержащий сиротский приют для извращенцев. Тем, кто любит шутки про религию, геев, Путина и псевдорублевских шлюх, точно сюда. Смешно будет четыре часа, а последний, пятый — еще и страшно. Двойное самоубийство певца-киллера Лорда и его любовника министра будет «продемонстрировано во всей красе». И размазанные по стенам мозги — это еще не самое страшное.

фото Екатерины Цветковой