Фестиваль-школа «Территория» снова радует свободой выбора жанров и имен.

Фестиваль «Территория» — это то немногое, безусловно, хорошее, что поддерживает Министерство культуры аж с 2006 года. Не сказать, что на ниве просвещения российского зрителя в передовом театре «Территория» сегодня единственная. Но то ли нива велика, то ли просвещению публика поддается со скрипом, тем не менее актуальность и значимость фестиваль не растерял. Кроме того, собравшиеся в арт-дирекцию двигатели прогресса современного российского театра изначально взяли курс на активного зрителя. Из года в год главной публикой остаются студенты арт-вузов, готовые расширять свою картину мира. Они не только смотрят спектакли, но и участвуют в мастер-классах, думают и общаются, создавая питательный бульон для собственных дел.

В отличие от подавляющего большинства приклеенных к госбюджету фестивалей «Территория» каждый раз удивляет новинками — и не абы какими, а самыми что ни на есть трендовыми. Неблагодарная работа – дележ афиши «Территории» на спектакли драмы и музыкального театра, ведь ни одно современное действо не держится пуристских рамок жанра. По душевной склонности представим два особых события. Play бельгийской компании Eastman откроет фестиваль. Бельгийская компания Eastman («Восточный человек») — это в нынешней интерпретации дуэт звезд contemporary dance бельгийца же Сиди Ларби Шеркауи и индийской танцовщицы Шанталы Шивалингаппы. История сугубо авторская, микс вечного и болезненно актуального в наши дни «запад есть запад, восток есть восток». Артисты одновременнов роли режиссеров, танцовщиков и певцов, а посвятили они спектакль легендарной Пине Бауш, которая «свела» артистов и в труппе которой танцевала специалист по классическому индийскому танцу Шантала Шивалингаппа. Что касается Сиди Ларби Шеркауи, то московских поклонников он завел году в 2008, выступая в проекте Саши Вальц D’Avant в театре Анатолия Васильева. С тех пор он продолжает быть мировой знаменитостью, но поскольку пафос contemporary dance органически несвойственен, держится скромно, ходит в вязаной шапочке и кедах, с поклонниками здоровается. Главное, он не разучился в спектаклях очень тонко говорить о серьезном. В общем, настойчиво рекомендуем, особенно до и после сводок новостей и споров о мультикультурализме.

Другой очень важный проект носит помпезное название Piano-gala (3 октября,  16.00, КЦ «Москвич), но на самом деле он тоже тих и человечен. Лучшие нонконформисты отечественного пианизма средь бела дня соберутся в неприспособленном для музицирования зале КЦ «Москвич», чтобы играть для сидящей вокруг них публики. Пальма первенства будет переходить от одного к другому. Алексей Любимов – профессор Московской консерватории, самый опытный мастер хождения не в ногу. Антон Батагов – самый любимый из продвинутых российских композиторов и пианистов среднего возраста. Полина Осетинская — пианистка, мама, красавица, умный и совестливый человек. Гала они собрали для выращенного Теодором Курентзисом в Перми Дягилевского фестиваля, по дружбе одолжившего эту радость «Территории». Курентзис предложил честную модель концерта: авторов и названия исполняемых произведений публика услышит в самом конце, чтобы не включались штампы восприятия. Все три пианиста известны своими громадными репертуарными возможностями, сочинения для концерта они выбрали самые любимые. Не упустите моменты высокой интимности, не такие уж частые в концертной жизни. Трудно даже предположить, насколько в результате расширится ваша собственная территория.

фото: архив журнала