Их стиль принято называть фирменным, спектакли — знаковыми. VashDosug.ru продолжает рассказывать о режиссерах, которые сегодня формируют театральный ландшафт столицы.

(род. в 1961 г.)
Театральный режиссёр. Главный режиссёр Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета (c 18 февраля 2011 года). Часто работает в Москве. Обладатель национальной театральной премии «Золотая Маска», высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», театральной премии им. К. С. Станиславского, премии «Чайка».

Приметы режиссерского стиля: склонность к жанру трагифарса, эксцентричность, нарочитость, чувственность, дерзость, истеричность в сочетании с философским поиском. Эксперименты с театральной формой.

Не ждите: предсказуемости и меланхоличности

Музы: Константин Райкин, Агриппина Стеклова, Александра Урсуляк

Знаковые спектакли: «Ричард III», «Чайка», «Добрый человек из Сезуана», «Мера за Меру», «Гамлет»

Где увидеть: Сатирикон, Театр им. Вахтангова, Театр им. Пушкина, МХТ им. Чехова

фото В. Логиновой


(род. В 1960 г.)
Театральный режиссер, педагог. Художественный руководитель Центра имени Вс.Мейерхольда, руководитель режиссёрской магистратуры Центра имени Вс.Мейерхольда и Школы-студии МХАТ. С 2002г. один из учредителей и директор Театрального фестиваля имени А. М. Володина «Пять вечеров» в Санкт-Петербурге. Лауреат многочисленных российских и зарубежных театральных премий, в т.ч.: Премии Станиславского «За вклад в театральную педагогику», Гран-при международного фестиваля «Контакт»; Национальной премии «Золотая маска» , неоднократный лауреат гран-при фестивалей «Новая драма», главной премии Всевенгерского театрального фестиваля в номинации «Лучший спектакль», Гран-при фестиваля театра и кино о современности «Текстура».

Приметы режиссерского стиля: приверженность к новой драме, пронзительность, изобретательность, яростность, бескопромиссность, склонность к рискованным экспериментам с формой, глубина

Не ждите: бытового правдоподобия, сентиментальностей, развлечения

Музы: Полина Агуреева, Иван Вырыпаев

Знаковые спектакли: «Бытие № 2», «Июль», «Рыдания», «Пять вечеров», «Прокляты и убиты», «Маленькие трагедии Пушкина»

Где увидеть: «Практика», МХТ им. Чехова, Мастерская Петра Фоменко, Сатирикон


(род. в 1969 г.)
Режиссёр театра и кино, один из инициаторов проведения фестиваля современного искусства «Территория», руководитель Гоголь-центра. Лауреат Национальной премии в области телевидения «ТЭФИ», премии Станиславског, театральных премий «Чайка», «Хрустальная Турандот», «Золотая маска». Победитель кинофестиваля «Кинотавр», Римского международного кинофестиваля.

Приметы режиссерского стиля: нестандартный подход к классике (часто — перенос места действия в современность), эксцентрика, любовь к фарсу. Часто — едкий сарказм, жесткость. Провокативность, эпатаж. Интерес к перформансному началу, смешению жанров и театральных форм. Присутствие ненормативной лексики, обнаженные сцены. Подчеркнутая актуальность и злободневность.

Не ждите: психологического театра, легкости, душевности, лирики

Музы: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Теодор Курентзис, артисты МХТ им. Чехова, его собственные выпускники (Седьмая студия)

Знаковые спектакли: «Изображая жертву», «Господа Головлевы», «Трехгрошовая опера», «Лес», «Человек-подушка», «Околоноля», «Отморозки», «Идиоты»,« Зойкина квартира», «Золотой петушок»

Где увидеть: МХТ им. Чехова, Современник, Театр Наций, Большой театр, Гоголь-центр, Театр-студия Олега Табакова

фото Е. Цветковой


(род в 1975 г.)
Театральный режиссер. Окончил филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, также ГИТИС. Создатель новой актерской школы. Соавтор и соведущий московской театральной премии «Гвоздь сезона». Лауреат премии «Чайка», зрительской премии «ЖЖивой театр», премии Олега Табакова за «оригинальное прочтение отечественной классики».

Приметы режиссерского стиля: радикальность, эпатаж, провокативность. Ненормативная лексика, обнаженные сцены. Часто — микс из произведений абсолютно разных авторов, или собственноручно «переписанная» классика. Выражение протеста против системы или отдельных человеческих качеств. Безжалостность. Насмешливость. Выбор остросоциальным тем. Отчаянная (иногда кажущаяся наигранной) злость.

Не ждите: легкости, отдохновения, душевной теплоты

Музы: Олег Табаков, Марина Зудина, Сергей Чонишвили, Александр Семчев, Дарья Мороз, Роза Хайруллина, Яна Сексте

Знаковые спектакли:  «Волки и овцы», «Wonderland-80», «Чайка», «Событие», «Год, когда я не родился», «Идеальный муж», «ЛИР»

Где увидеть: МХТ им. Чехова, Театр-студия Олега Табакова, «Приют комедианта» (Санкт-Петербург, частый гость московских площадок)

фото Е. Цветковой


(род. В 1974 г.)
Драматург, актер, режиссер, художественный руководитель театра «Практика». Получил широкую известность и популярность в Европе. Его постановки, а также спектакли по его пьесам с успехом идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии,Франции, Канаде. Лауреат премии «Триумф», премии им. Володина «Надежда русской драматургии», Гран-при международного фестиваля «Контакт» (Польша) (за спектакль «Кислород»). Лауреат премии фестиваля «Золотая маска», фестиваля «Кинотавр» в номинации «лучший режиссер» (за фильм «Кислород»). Неоднократный обладатель Гран-при фестиваля «Новая драма». Лучший драматург Германии 2009 г.

Приметы режиссерского стиля: привязка, прежде всего, к словесному ряду, только потом к театральным формам. Ярко выраженная чувственность. Часто девальвация философских откровений. Склонность к самоотрицаниям. Неожиданность интонации. Рефлексия. Присутствие ненормативной лексики. Всегда подчеркнуто лаконичные декорации (или их отсутствие).

Не ждите: привычных театральных форм, динамики действия, яркой образности, легкости

Музы: Полина Агуреева, Каролина Грушка, Арина Маракулина

Знаковые спектакли: «Кислород», «Июль», «Бытие № 2» (поставлены В. Рыжаковым), «Иллюзии», «Комедия»

Где увидеть: «Практика»

фото С. Петрова