Закончился фестиваль «Золотая маска». Розданы призы. «ВД» выбрал спектакли московских театров, которые громче всего прозвучали в конкурсе и которые вы еще успеете посмотреть в этом сезоне.

«Пристань»
Театр им Вахтангова

Триумфатором «Маски» стал спектакль Римаса Туминаса, поставленный как юбилейное приношение Вахтанговскому театру. В данном случае спецприз жюри выглядел как Гран-при. Публика стоя приветствовала великих стариков — Галину Коновалову, Юлию Борисову, Юрия Яковлева, Владимира Этуша и других артистов, позволивших нам прикоснуться к прежнему, неторопливому и величественному театру. Рассказы Бунина и стихи Пушкина, отрывки из Достоевского, Брехта и Дюрренмата в «Пристани» пронизаны общим печальным мотивом прощания. И чем мощнее играют корифеи, тем сильнее горечь предстоящей разлуки. Всем понятно, что это уходящая под воду Атлантида, и у нас осталось совсем немного времени, чтобы ее увидеть и запомнить.

фото: архив журнала


«Таланты и поклонники»
Театр им. Маяковского

Первый спектакль Миндаугаса Карбаускиса во вверенной ему «Маяковке» вдохнул новую жизнь в увядшую было труппу и принес театру первый громкий успех — Светлана Немоляева получила «Золотую маску» за роль Домны Пантелеевны. Номинацию «Роль второго плана» ввели в этом году, кажется, специально для нее — уж очень хороша актриса, оставившая свой обычный наигрыш, в образе робкой, растерянной матери артистки Негиной. Да и другие звезды труппы — Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Даниил Спиваковский и приглашенная Ирина Пегова — тут на высоте. В общем, прекрасный спектакль для любителей добротного психологического театра.

фото: Денис Жулин


«Год, когда я не родился»
Театр-студия им Олега Табакова

Постановка Константина Богомолова — противоположный, авангардный полюс конкурса «Маски». Хотя среди других спектаклей режиссера этот выглядит почти традиционно: Богомолов тут не смешивает разные тексты, не переносит действие в другую эпоху. Пьеса Розова «Гнездо глухаря» разыгрывается в подробных интерьерах элитной советской квартиры, а все актеры — Олег Табаков, Наталья Тенякова, Дарья Мороз и другие — играют строго «по Станиславскому». Если бы не ернические музыкальные вставки вроде стриптиза пионерки на фоне парада Победы, спектакль можно было бы назвать советским ретро. Но это ретро не ура-патриотическое, а полное боли и горечи за свою страну.

фото: Алексей Булгаков


«Фрекен Жюли»
Театр Наций

Первая работа знаменитого немецкого радикала Томаса Остермайера в Москве — сама по себе событие. Тем более если в спектакле заняты такие звезды, как Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Но эта постановка, скажем сразу, не для слабонервных. Действие пьесы Стриндберга перенесено в наши дни, в богатый особняк на Рублевке, где избалованная генеральская дочка от скуки или с тоски отбивает у кухарки жениха, отцовского шофера. Картина получилась жесткая и даже отталкивающая, немецкая холодность тут соседствует с немецким же натурализмом, актеры не щадят и не оправдывают своих героев. Но наблюдать за изощренным поединком двух выдающихся артистов чертовски увлекательно.

фото: Сергей Петров


«Берлуспутин»
Театр.doc

Этот спектакль в конкурсе «Золотой маски» проходил по ведомству «эксперимента», хотя никаких новаторских приемов здесь нет. Суть эксперимента состояла в том, сколько раз эту скандальную политическую сатиру успеют сыграть прежде, чем ее закроют. Но как ни странно, никакой реакции «сверху» не было, хотя главные лица страны тут выставлены в нелепом виде. По сюжету, придуманному итальянцем Дарио Фо, Путин и Берлускони становятся жертвами теракта, и чтобы спасти одного, ему пришивают голову другого. Минус на минус дает плюс, и получившийся монстр испытывает страшные муки совести за свои прежние поступки. Спектакль каждый день обрастает злободневными подробностями, а игра Сергея Епишева и Евдокии Германовой доводит зрителей до колик.

фото: Полина Королева


«Оккупация — милое дело, или О, Федерико!»
театр «Около дома Станиславского»

Тем же, кто устал от актуального искусства и мечтает вернуться в прошлое, можно смело рекомендовать новую постановку Юрия Погребничко — спектакль-воспоминание, выдержанный в его фирменном стиле ностальгического кабаре. Смешная и нелепая, похожая на Джульетту Мазину из «Ночей Кабирии» героиня Лилии Загорской рассказывает о своем детстве в послевоенной Германии, о неустроенном быте на родине, непригодившемся образовании и попадании в психушку. Но невеселые эти воспоминания прерываются то песней, то танцем, то отрывками из старых фильмов, и прошлое неожиданно раскрывается как территория счастья, где жили немного сумасшедшие, но прекрасные и светлые люди.

фото: Михаил Гутерман


«Анна Каренина»
Театр им. Вахтангова

На фоне баталий вокруг экранизаций «Анны Карениной» с Кирой Найтли и Татьяной Друбич эта постановка выглядит самой радикальной — слов толстовского романа здесь нет вообще, потому что это балет. Под руководством хореографа Анжелики Холиной, уже работавшей с вахтанговцами над спектаклем «Берег женщин», драматические артисты затанцевали так, что в конкурсе «Маски» смогли состязаться с профессионалами. А исполнительница главной роли юная Ольга Лерман оказалась настоящим сокровищем. Ее нежные соло и дуэты выглядят особенно пронзительно на фоне плясок гротескного высшего общества. В спектакле звучит музыка Шнитке, Чайковского и Малера, много интересных режиссерских находок, и это, пожалуй, отличный вариант для первого знакомства с современным танцем.

фото: пресс-служба театра


«Солат»
Театр. doc

Так уж получилось, что «Театр.doc» в этом году оказался на «Маске» главным по экспериментам. Но наиболее радикальный свой опыт он проделал вместе с питерским театром Post и режиссером Дмитрием Волкостреловым, который поставил в здешнем подвальчике пьесу Павла Пряжко, состоящую из двух фраз. Спектакль длится меньше десяти минут. Сначала мы смотрим на видео, как герой, пришедший в увольнительную солдат, тщательно моется в душе, а потом выходит на сцену и сообщает, что не вернется в армию. Но, пожалуй, самая увлекательная часть спектакля — это дискуссия со зрителями, в которой вы тоже можете принять участие.

фото:Полина Королева