Спектакли, которые идут на сцене десять, а то и двадцать лет — уникальное явление. Только у нас публика готова пересматривать любимый спектакль, приводить на него друзей и детей, рассказывать о нем родственникам. Какие именно постановки имеют сегодня музейную ценность, и почему их непременно стоит увидеть еще и еще раз выяснил VashDosug.ru.

«Пиковая дама»
Театр им. Вахтангова


Есть такие счастливые постановки, которые подобно хорошему вину, год от года «растут в цене». Такова фоменковская инсценировка пушкинской прозы на большой сцене Театра Вахтангова. Один из ключевых спектаклей основного репертуара (поставлен он в 1996 году), несомненный хит, «Пиковая дама» обязательна к просмотру. Здесь гений Пушкина соединился с гением Фоменко. Режиссура, верная слову и слогу Пушкина, пленяет с первой секунды. Когда на сцене вдруг оживает светское общество, гусары раздают карты, покручивая усы, Лиза вышивает крестиком, а старая графиня омерзительно кокетничает с экс-кавалером. Спектакль постановлен исключительно для того, чтобы побаловать искушенного зрителя. Того самого, который разглядит в игре Людмилы Максаковой (именно она играет Графиню) самоиронию, ав  режиссуре Фоменко — абсолютное растворение в пушкинской стихии. Никакого морализаторства или очевидных выводов в финале. Да, Графиня, не выдержав последней в своей жизни любовной сцены, умерла, Германн сошел с ума, а Лиза разочаровалась в мужчинах. Но только следуя логике жизни, а не в наказание. Никаких пафосных трагедий, только мудрая ирония над человеческим несовершенством.

фото ИТАР-ТАСС


«Как пришить старушку»
Театр сатиры


Комедия по пьесе Джона Патрика была поставлена режиссером Михаилом Зонештралем в Сатире в 1995 году. Спектакль до сих пор собирает аншлаги, ведь в главной роли блистает Ольга Аросева. Даже если вы не знакомы с легендарной советской передачей телепередачей «Кабачок "13 стульев"» и понятия не имеете, кто такая пани Моника, не пропускайте этот спектакль.

Комедийные острохарактерные роли — амплуа любимой поколениями Аросевой. Именно на ее неповторимой игре держится вся история (которая сама по себе может показаться вполне заурядной детективной комедией). Разбойники Брэд и Сол, поселившиеся у старушки Памеллы, уговорили ее застраховать свою жизнь на пятьдесят тысяч долларов, и разными способами пытаются ее убить. Но старушка оказывается на редкость живучей. И что бы ни придумали авантюристы, их затеи все равно обречены на провал. Сами понимаете, с учетом того, что Памелли и есть Аросева, скучно не будет. Кроме того, этот спектакль — идеальный вариант приятного (!) выходного вечера.

фото: пресс-служба театра


«Мастер и Маргарита»
Театр на Таганке


Спектакль Юрия Любимова по роману Булгакова. «Мастер и Маргарита» держится в репертуаре Таганки уже более тридцати лет (премьера состоялась в 1977 году). Несмотря на расставание мэтра с театром, публика требует «еще!». К слову, это самая первая в мире театральная версия булгаковского романа. В советское время его нельзя было «вывозить» из страны на гастроли. И западные критики прилетали-приезжали сами. Шутка ли — сложнейший роман, согласно общепринятому мнению неприемлемый для постановок и экранизаций. Сегодня, спустя сотни других режиссерских версий, именно эта, любимовская, сохраняет за собой звание самой лучшей. И хотя в спектакле уже не играют Вениамин Смехов, Иван Дыховчный и Нина Шацкая, легенда о казни Христа и трагической судьбе Мастера, оживающая на сцене, шокирует и восхищает по-прежнему.

фото Стернина


«Пигмалион»
Современник


Яркий и смешной спектакль Галины Волчек собирает аншлаги с 1994 года. В нем даже успел смениться главный состав. Циничного профессора Хиггинса вместо Валентина Гафта играет Сергей Маковецкий, а Елену Яковлеву в роли Элизы Дулитл заменила Алёна Бабенко. История, рассказанная Бернардом Шоу, приобрела в «Современнике» особый колорит, более современный, если не сказать народный. Искрометный юмор диалогов растаскан на цитаты. Растиражированы перлы вроде «настоящая ледя», «чевсная деушка», «зрасьте». Но самое главное — постановка дарит зрителям великую иллюзию большого чувства между английскими золушкой и джентльменом-циником. Изголодавшиеся по сказкам российские театралы с большим удовольствием наблюдают за тем, как Хиггинс пытается скрыть привязанность к ученице, а по уши влюбленная ученица — девичью обиду за невнимание. И Маковецкий, и Бабенко держат спектакль, как шкатулку с драгоценностями — любуются ею, но из рук не выпускают. Шанс увидеть, как они счастливы, играя предложенные роли — ни с чем не сравнимое удовольствие.

фото Гутермана


«Синяя птица»
МХАТ им. Горького


Сценическая жизнь этого спектакля удивительна. Он входит в репертуар горьковского МХАТа вот уже 105 лет (!). И если бы каждый показ легендарной постановки был пронумерован, сегодня «в поход за синей птицей» мы бы отправились как минимум в пятитысячный раз. Поставил спектакль основоположник художественного театра Константин Станиславский, успех был грандиозный. Собственно, и сегодня наполненная музыкой и великолепно оформленная сказка о поисках счастья вызывает живой отклик в душах маленьких и больших зрителей. Особенно радует их сцены, в которых «оживают» молоко, хлеб, огонь и сахар. И даже светящиеся в полной темноте декорации вызывают должный эффект (и это несмотря на сегодняшний сумасшедший взлет мультимедиа-оформления). Но самое главное: «Синяя птица» — спектакль, который не только развлекает, но и учит. Любить приключения, верить в свою мечту и дорожить дружбой. Что тут говорить — абсолютный must-see.

фото: пресс-служба театра


«Юнона и Авось»
Театр «Ленком»


В 1981 году режиссер Марк Захаров, композитор Алексей Рыбников и поэт Андрей Вознесенский отважились на постановку «первой в Союзе рок-оперы». Напомним, в том время не то, что рок-оперы, но и мюзиклы были «противопоказаны» гражданам большой советской страны. В театре были уверены — после премьеры обязательно последует запрет. Всё-таки история любви русского графа и американской девушки, да еще и песни с танцами впридачу. Однако спектакль ждал оглушительный успех, его вывезли на гастроли, о нем написали хвалебные отзывы. Потом заработало сарафанное радио — про «Юнону и Авось» стали рассказывать родственникам из других городов. И те ехали в столицу специально, чтобы увидеть, как Николай Караченцев и Елена Шанина безупречно хороши в роли влюбленной пары. Сегодня исполнители главных ролей сменились (на сцену выходят Дмитрий Певцов и Александра Волкова), но все остальное осталось неизменным. А песням, ставшими хитами, можно даже подпевать.

фото Стернина


«Вчера наступило внезапно, или Прощай, Битлз»
Театр «Около дома Станиславского»


Этот спектакль режиссер Юрий Погребничко придумал и поставил в далеком 1989 году. Неожиданно абсурдистскую историю про героев сказки Александра Милна, попавших в «советскую зону», приняли на ура не только на родине, но и за границей. Европа буквально рукоплескала постаревшему Кристоферу Робину, хандрящему Иа-Иа, прекраснодушному Пятачку и трогательному Винни-Пуху. А афоризмы Милна прекрасно легли на реальность агонизирующей страны.

Герои из детства сидят в этом спектакле в ватниках прямо на рельсах, которые ведут в никуда, и пытаются расслышать слова песен «Битлз», доносящихся из радиоприемника. Что удивительно — спектакль продолжает пользоваться бешеной популярностью. Только теперь срабатывает не столько «эффект узнавания», сколько дает о себе знать ностальгия. Где еще, как не в театре, можно пережить навсегда ушедшее детство в странно-убогой стране заново.

фото Логиновой


«Мальчики»
Студия театрального искусства


Сергей Женовач поставил этот спектакль со своими студентами (сегодня — «солистами» его Студии театрального искусства). Премьера состоялась в ноябре 2004 года, в 39-ой аудитории ГИТИСа. Но популярность «Мальчиков» нерушима и сегодня. Это не воспроизведение романа Достоевского, это лучшая его часть. Только в СТИ можно увидеть, из каких мальчиков выросли «Братья Карамазовы» Достоевского. Вопросы, терзающие души молодых, и сегодня все те же. Несмотря на наш технологичный век, все так же спорят они о душе, нерушимом братстве дружбы, о Боге и любви. Их споры громки, суждения безапелляционны, клятвы искренны и чисты. Всю эту душевную сумятицу в СТИ показывают подробно, явно наслаждаясь производимым эффектом:публика выходит из зала со слезами на глазах вот уже 9 лет.

фото Черноус


«Иисус Христос—суперзвезда»
Театр им. Моссовета


Несомненный хит Театра Моссовета, — рок-опера, которую принято считать такой же популярной, как и «Юнону и Авось». И хотя спектакль уступает постановке Захарова по части потайных смыслов, это никак не мешает ему делать театру кассу. Здесь вам и звездный состав (Екатерина Гусева, Валерий Яременко, Александр Яцко и прочие знакомые все лица), и красивейшая музыка, и философия, и декорации. В библейской истории по версии театра Иуда куда терпимее, а Христос гораздо больше похож на человека отчаявшегося. Несмотря на внушительный возраст, (премьера состоялась в 1990 году) постановка Павла Хомского не только эффектно смотрится, но и слушается с упоением. Не зря же говорят, что актерский драйв заразителен. Кстати, билеты на «Иисуса..» по-прежнему трудно достать.

фото: пресс-служба театра


«Волки и овцы»
Мастерская Петра Фоменко


С этого спектакля началась история легендарного театра Петра Наумовича Фоменко.Он представил пьесу Островского в 1992 году как дипломную работу своих первых студентов в ГИТИСе. Прошли годы — студенты превратились в мастеров (в спектакле заняты Ксения Кутепова, Кирилл Пирогов, Карэн Бадалов, Мадлен Джабраилова, Галина Тюнина и др.), был создан театр, а «Волков и овец» по-прежнему жаждет видеть зритель. И это понятно — никто, кроме фоменок, не может разыграть историю аферы с векселями как милый смешной анекдотец. Никто не умеет превратить школьный материал в поэзию, и тем более никто не в состоянии привнести столько юмора в циничную в общем-то историю о людях, готовых ради выгоды на что угодно. Этот спектакль, кстати, покорил не только Москву, но и Европу. И если и сегодня вам придется встать в очередь, чтобы купить билет на следующий месяц, не поленитесь — сделайте это. Поверьте, оно того стоит.

фото Сенцова

 

фото в фичере - Александр Стернин