ПОИСК
Наталья Витвицкая
25 февраля 2013

«Идеальный муж. Комедия»: что будет после смеха

На сцене МХТ — провокационный спектакль о современной России.

Режиссер Константин Богомолов взял на себя смелость поставить спектакль, который легко приравнять к акту протеста. Против сегодняшней власти, против двойной морали, против тотальной лжи. Его «Идеальный муж» — это такой новый Уальд. По-прежнему восхитительно дерзкий, но уже не изящный и ни разу не светский. Движущей силой спектакля является злость, целью — обличение, а формой — провокация. Всем, кто не верит в существование политического театра в России, смотреть обязательно.

В «Идеальном муже» режиссерский метод Богомолова (а именно — непредсказуемый монтаж произведений разных жанров, эпох и художественных систем) достиг своего апогея. Никаких вопросов не вызывает принудительное скрещивание Уайльда, Шекспира, Чехова, рекламных заставок про майонез «Ряба» и полублатных хитов звезд русского шансона. Всё ладно скроено и крепко сшито, — ровно, как в нашей действительности. Ромео и Джульетта сегодня — это два гея, скрывающих свою связь, потому как ни политику, ни известному певцу не пристало «позориться». Три сестры — гламурные фифы из Vogue-кафе, мечтающие «работать», но ничего ровным счетом для этого не делающие. Мефистофель — отец Артемий, благославляющий все непотребства власти и открыто содержащий сиротский приют для извращенцев. Дориан Грей — усилиями п ридворных художников «вечно молодой» братан, захвативший власть в стране. Иносказаний, принятых в театре, здесь как будто бы нет. Ядовитая ярость против тех, кто уродует страну, сочится из каждой произносимой актерами реплики. Зритель охотно смеется, но взгляд у него испуганный: так можно? И вот об этом? И о том?

Богомолов и перед театром в долгу не остался. Издевательски повторил он телевизионный ролик с участием Михаила Пореченкова , артиста МХТ, рекламирующего майонез. И в очередной раз похохотал над 70-летними актрисами, все еще играющими первых раскрасавиц мирового репертуара. Театр общепринятый, традиционно-психологический, по Богомолову, мертв и уже не воскреснет.

Режиссеру явно нравиться быть злым. Это бодрит. Зрителей, к слову, тоже. Отдельного восхищения заслуживает сюжетная завязка. По Уайльду некая авантюристка миссис Чивли грозит политическому деятелю Роберту Чилтерну разоблачением его прекрасной репутации. Мол, в ее руках доказательство государственной измены. Богомолов отредактировал все таким образом, что миссис Чивли превратилась у него в Миссию Чивли (Марина Зудина), владелицу заводов по производству «резиновой хрени». А госдеятельЧилтерн — в министра Роберта Тернова (Алексей Кравченко), возлюбленного известного певца Лорда (Игорь Миркурбанов) и одновременно — примерного супруга некоей Гертруды (Дарья Мороз). Последняя тоже занимается «резиновым» бизнесом, в ее руках — тендер на производство «хрени». Но тендер нужен и Миссии. Ее главный козырь в этой борьбе — разоблачительное видео гей-любви Роберта и Лорда.

Перессказывать дальнейшее нет смысла, но вот что важно — перепитии сюжета, с учетом сегодняшних реалий, вовсе не кажутся такой уж извращенной фантазией. Сыграны они будто бы не всерьез. Как черная комедия или пародия на слезливую мелодраму. И все-таки спектакль куда серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Демонстрация безобразной клоунады, творящейся в верхах, для Богомолова не только повод поиздеваться. Это еще и повод задуматься, что будет с уголовной страной дальше. Что с нами со всеми будет, когда смех закончится? И останется одна только пошлость.

фото Екатерины Цветковой

Отзывы

Татьяна 11 февраля 2016, 09:56
хороши все, кроме Зудиной она ужасна

Igor Bolychev 1 февраля 2014, 09:52
Ты плохой власти не видила дура.Была бы власть плохая тебя вместе с этим пи...ром хрен бы уже нашли а если бы нашли то гдето под Магаданом.Так что рот свой закрой поганый.

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Вт, 7 мар | РАМТ, драма Вт, 7 мар

Политическое кабаре о нацистских судьях.

Сб, 4 мар | Мастерская Петра Фоменко, драма Сб, 4 мар

Гениальный спектакль Петра Фоменко по прозе Бориса Вахтина о жизни молодой вдовы в годы Великой Отечественной войны.В ролях звездный состав театра.

Выбор редакции

Чт, 2 мар | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера Чт, 2 мар

Хибла Герзмава в роли Медеи.

Золотая маска

Вт, 28 фев | Студия театрального искусства, драма Вт, 28 фев

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

c 6 по 7 мар | Театр им. Евг. Вахтангова, драма c 6 по 7 мар

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

c 7 по 8 мар | Театр наций, драма c 7 по 8 мар

Рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребёнка.

Вс, 5 мар | МХТ им. А.П. Чехова, драма Вс, 5 мар

Ирония Вуди Аллена, умноженная на сарказм Константина Богомолова.

Премьера

c 2 по 5 мар | Театр на Таганке, драма c 2 по 5 мар

Премьера

Ср, 1 мар | Малый театр, драма Ср, 1 мар

Борис Невзоров в трагической роли шекспировского короля.

до 8 мар | Театр Россия, тематическая до 8 мар

Сделайте предложение своей возлюбленной в финале мюзикла «Золушка».

Театр им. Вл. Маяковского, драма

Остроумный спектакль-эпопея о трудностях эмиграции.

Монологи из аквариума, глухонемые три сестры, бесстыжий Гамлет и другие смелые эксперименты со всей России — на сценах Москвы.