Если вы устали от кафе и кино, стоит попробовать отметить День святого Валентина в театре. «ВД» предлагает самые разные варианты.

«Евгений Онегин»
Театр им. Вахтангова

Хотите быть в тренде? Срочно отправляйтесь на Арбат. Римас Туминас — литовский режиссер, создатель Малого театра Вильнюса и человек, с которым последние годы связано возрождение Театра имени Вахтангова, — замахнулся на наше литературное все — пушкинского «Евгения Онегина». Разрушая поэтический флер, а заодно и все стереотипы, облепившие эту «энциклопедию русской жизни», как ракушки дно океанского лайнера, он пытается найти сценический эквивалент пушкинскому слову. Онегиных на сцене будет сразу два: зрелый, вспоминающий свою юность с высоты прожитых лет — Сергей Маковецкий, и молодой, одержимый страстями — Владимир Вдовиченков. А еще будет два Ленских (Василий Симонов и Олег Макаров), Людмила Максакова в роли няни и много других сюрпризов. Главная интрига — кому достанется роль Татьяны, ведь именно ее Римас Туминас вслед за великим Виссарионом Белинским считает центральным персонажем романа в стихах. Поговаривают, что специально для этой роли Туминас привезет в Москву молодую литовку Вильму Кутавичуте — ее легкий акцент лишь прибавит образу обаяния. Недаром же Пушкин писал о Татьяне: «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой...» У спектакля есть все шансы стать одной из главных премьер сезона, так что побывать на нем стоит, даже если вы никогда не увлекались поэзией. Напоследок для тех, кто подзабыл школьные уроки литературы, напомним, что в центре романа — история долгой, так и не сбывшейся любви Татьяны и Онегина, оборванная Пушкиным на самом интересном месте. Как решит финал Римас Туминас, пока не известно. Словом, поторопитесь в театр — и святой Валентин вам в помощь.

фото: пресс-служба Театра им. Вахтангова


«Враги: история любви»
Современник

Если даже в канун праздника вы предпочитаете серьезный театр, стоит отправиться в «Современник» на спектакль, поставленный Евгением Арье по роману Исаака Башевиса Зингера. Дело происходит в Нью-Йорке после Второй мировой — герой мечется между женой и любовницей. Лихости интриги, в основе которой старый добрый любовный треугольник, позавидовали бы голливудские сценаристы. По ходу сюжета у треугольника появляется четвертый угол. К Герману Бродеру (Сергей Юшкевич), пережившему войну польскому еврею, поселившемуся в Нью-Йорке и успевшему обзавестись женой и любовницей, является его первая жена Тамара, чудом уцелевшая во время расстрела в концлагере. С этим коктейлем из любви и смерти актеры, а главное актрисы «Современника» Чулпан Хаматова, Алена Бабенко и примкнувшая к ним Евгения Симонова справляются безупречно — остроумно и без слез. Режиссура Евгения Арье создавшего в Израиле театр «Гешер», может, и показалась бы слегка архаичной, но ее выручают декорации, придуманные Семеном Пастухом. Окутанный синевой задник и ездящие из стороны в сторону, как бы сметающие персонажей черные ширмы создают зыбкое ощущение между сном и явью, обеспечивая почти киношную смену кадров. Живые здесь запросто сосуществуют с мертвыми, а зритель, вздрогнув от ужаса, тут же принимается хохотать. На последней «Золотой маске» спектакль удостоился спецприза жюри, а формулировка звучала примерно так: за надежду в нашем безнадежном мире. И с этим не поспоришь.

фото: Сергей Петров


«Свидетель обвинения»
МХТ им. Чехова

Если ваща избранница мечтает увидеть Ренату Литвинову, устройте ей сюрприз. Неглупых, со вкусом сделанных развлекательных спектаклей в Москве, мягко скажем, мало. Но вот «Свидетель обвинения», поставленный француженкой Мари-Луиз Бишофберже, — как раз такой случай. Два года назад Мари-Луиз выпустила в МХТ «Шагу» по абсурдитской пьесе Маргерит Дюрас. В роли таинственной незнакомки, в один прекрасный день позабывшей родную речь и заговорившей на языке племени шага, блистала Литвинова. В общем, не удивительно, что предложив МХТ следующую работу — рассказ Агаты Кристи, переделанный самой писательницей в пьесу, Бишофберже выбрала на главную роль Ренату. Речь идет об убийстве пожилой и небедной леди, завещавшей состояние единственному другу — молодому безработному Леонарду Воулу (Игорь Верник). Воул клянется адвокату, что не убивал и просит вызвать главную свидетельницу — свою красотку-жену, которую он вывез после войны из коммунистического Берлина. Тут-то и начинается аттракцион. Стилизованная под Марлен Дитрих (в 1957-м немецкая дива сыграла эту роль в фильме Билли Уайлдера), белокурая Рената с нежным «я-я, натурлих», стальными глазами и мертвой хваткой, оказывается не той, за кого себя выдает. Жестокости этой дамочки не выдерживает привычный ко всему королевский адвокат, наделенный внешностью и холеным тембром Сергея Чонишвили. «Женщины — мстительные чудовища» — в сердцах бросает он в зал. И зал верит — до тех пор, пока эксцентричная дамочка не выкидывает такой кунштюк, что и сэру адвокату, и ее готовому к электрическому стулу мужу остается лишь мальчишески краснеть и смотреть на нее снизу вверх. Чем кончится — умолчим. Три часа драйва и остроумная развязка гарантируется.

фото: Екатерина Цветкова