Ведущая актриса Театра Пушкина, умница и красавица играет главную роль в новом спектакле Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана». «ВД» выяснил из первых рук все подробности премьеры, а заодно расспросил актрису о бунтарской юности, знаменитом отце и театральном детстве двух маленьких дочек.

Как случилось, что вам досталась роль Шен Те в новом спектакле Юрия Бутусова? Я слышала, был долгий и утомительный кастинг?
Кастинг был, но я в нем не участвовала. Когда Юрий Николаевич решил, что будет делать именно «Доброго человека...», он сразу сказал, что роль Шен Те моя. Это счастье, что у него возникло желание работать именно со мной. Хотя я считала и считаю своим долгом каждый день предоставлять доказательства, что он во мне не ошибся. Что его доверие не зря.

Вы можете назвать Бутусова своим режиссером?
Я могу назвать себя фанаткой Юрия Николаевича. Он невероятный, чудесный, нежнейший, чуткий. В свое время мне снес мозг его спектакль «Макбетт». Я смотрела его несколько раз.

«Я фанатка Юрия Бутусова»

Режиссерскую манеру Юрия Бутусова театралы знают и любят. Но согласитесь, она несколько далека от репертуарной политики Театра Пушкина. Как актеры восприняли склонность режиссера к абсурду, экспрессии?
Я не могу сказать за всю Одессу, но мне очень комфортно. В театре есть вещи, которые нельзя показать, используя бытовые приемы. Иначе не прозвучит авторская мысль. Я всегда понимаю, чего Бутусов хочет от сцены и от меня лично. Он не делает ничего, во что не верит. Предельная честность и чувственность, — этим он руководствуется в жизни. Если ты не будешь так же думать и работать, результата не получится. Бутусов очень настоящий, работая с ним, поневоле стряхиваешь с себя всю шелуху и ерунду. Становишься такой, какая ты есть.

С Сергеем Лазаревым, сцена из спектакля Романа Козака «Ромео и Джульетта»

Что было самым сложным на репетициях? О том, какие они непростые у Бутусова, ходят легенды.
Да, напряженные. Спектакль большой, сложный, тяжелый эмоционально. Мы работаем каждый день с десяти утра до десяти вечера. Каждый вечер играем прогон, со всеми изменениями, которые внесли на утренней репетиции. Объем роли большой, и я не всегда успеваю точно все сделать. Юрий Николаевич в этот момент жутко сердится. Конечно, после спектакля силы меня покидают. Не успела лечь в кровать, как уже надо вставать, и вся сказка заново. Это тяжело. Но все равно это такая удача — то, что сейчас со мной происходит. Безусловно, эта работа — этап для меня.

По сюжету Ваша героиня и есть тот самый добрый человек, которого ищут Боги. Но ее преследуют несчастья, и чтобы выжить, ей приходится переодеваться мужчиной. И уже в этом облике делать все то, что она, будучи доброй, делать не может. Вы сами верите в добро, или в то, что добро наказуемо?
Верю, что нет абсолютно добрых людей, нет и абсолютно злых. Мы каждую минуту разные, разноцветные. Боги у Брехта прописаны, как приходящие люди. Но в нашем спектакле мы преследуем другую мысль — Бог находится в каждом из нас. И внутренний диалог, который мы ведем всю жизнь («хороший я или плохой?») — это по сути разборки нашего «я» с Богом.

«внутренний диалог, который мы ведем всю жизнь («хороший я или плохой?») — это по сути разборки нашего «я» с Богом»

То есть от социальной проблематики, неизбежной, если говорить о Брехте, вы отказались?
Мы только слегка коснулись ее. Но главное точно не в этом.

сцена из спектакля Романа Козака «Бешеные деньги»

Параллели с любимовским шедевром, с которого началась история Таганки, будут?
Нет, это будет абсолютно другой спектакль. Даже груза ответственности, о котором столько все говорят, я не чувствую. Честно. Это совсем другая история.

Александра, вы из семьи творческих людей. Ваш папа знаменитый режиссер, мама актриса. Зная все плюсы и минусы этой профессии, вы все равно ее выбрали. За что вы любите свою работу?
За то, что мне интересно. Не скучно. Я чувствую себя нужной. Встречаю огромное количество талантливых людей. И, наконец, я могу фантазировать. Я сделала выбор в 16 лет. Не уверена,что в этом возрасте человек выбирает осознано. Так что сформировалась я в институте, будучи уже заряженной Театром. Я очень старалась быть достойной ученицей своих учителей.

«Главное, чтобы у человека всегда был выбор»

Кто сделал вас собой?
Безусловно, Роман Ефимович Козак. Еще Алла Борисовна Покровская. Дмитрий Владимирович Брусникин. Алла Сигалова. Сейчас, когда Юрий Николаевич работает со мной, я не знаю, чувствует ли он их руку. Но думаю, что чувствует.

Почему Театр Пушкина? Вы здесь много лет, но, наверняка, были и другие предложения?
Сначала я оказалась здесь, потому что сюда позвал меня мой учитель — Роман Ефимович. Сейчас театром руководит еще один мой учитель — Евгений Александрович Писарев. Мне кажется, что он делает правильные шаги. А за то, что он пригласил Юрия Николаевича, дал возможность подчиниться его воле, ему отдельное большое спасибо. Но и самое главное — у нас в театре на самом деле дружный коллектив. С минимальным количеством интриг. Это дорогого стоит. Лично я больше нигде такого не видела.

сцена из спектакля Евгения Писарева «Много шума из ничего»

Вы играете на одной сцене с медийными персонажами — Иваном Ургантом, Сергеем Лазаревым. У них есть чему учиться?
Сережа — мой однокурсник, мы играли Ромео и Джульетту на одной сцене. Но я до сих пор восхищаюсь его умением мгновенно собираться перед выходом на сцену. Я могу нервничать, быть разболтанной. А он, откуда бы ни прилетел, на каком бы концерте не пел, ровно за 30 минут до начала спокоен, хладнокровен и собран. Сережа с большой нежностью и честностью играет в театре. Иван сам по себе он невероятен. Видеться с ним, слушать его искрометные шутки по любому поводу всегда приятно.

Глядя на них, вам не хочется такой же популярности?
Толпа фанатов не может привлечь. Но в медийности есть одна прелесть — открывается все двери. Жить хорошо хочется всегда. Возможно, мне повезет, и я снимусь в замечательном кинофильме, и меня настигнет слава Я буду зарабатывать огромные деньги и буду их тратить-тратить и тратить (улыбается).

«Толпа фанатов не может привлечь. Но в медийности есть одна прелесть — открывается все двери»

Я правильно вас поняла, вам не хватает съемок, кино?
Мне бы очень хотелось больше сниматься. Хотелось больше качественного кино.

Ваш знаменитый папа не звал вас к себе. Почему? И пытались ли вы уговорить его?
Когда-то пыталась, сейчас уже нет.

А в театре он вас видит?
Очень болеет за меня. Сейчас звонит каждый день, спрашивает, как прошли репетиции. Папа внимательный ко мне в профессии, но при этом не собирается меня снимать в кино. Можно на это обижаться, а можно относиться адекватно. Я выбрала второй вариант.

сцена из спектакля Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана»

Вы похожи на него?
Очень. У меня его характер. Интуиция точно от папы. Точное понимание, что хорошо для меня, что плохо, куда надо идти, а куда не стоит. Сила, внутренний стержень.

«Папа внимательный ко мне в профессии, но при этом не собирается  снимать меня в своем  кино»

К вопросу о стержне. В одном из интервью вы говорили, что были трудным подростком. Можете вспомнить, против чего вы бунтовали?
Я думаю, против ощущения несвободы. Мне не нравятся, когда мной руководят. Сегодня я сама себе хозяйка.

То есть сегодня ничего не вызывает внутреннего протеста? Вы всем довольны?
Я могу быть недовольна только собой. Я не самоед, но мне важно не стыдиться того, что я делаю. Важно знать, что я выложилась по-максимому. Меня, к слову, абсолютно не пугают разговоры о переводе актеров на контрактную систему. Может быть, жесткие вещи говорю, но пугать это может только неконкурентоспособных в профессии людей. Тех, кто не умеет работать на пределе. Я умею.

«не боюсь конкурентов. Я умею работать на пределе»

Давайте поговорим о приятном. Что делает вас счастливой?
Прекрасные люди, которые меня окружают. Родные, близкие, друзья, дети, родители. Они все дают мне сил. Я давно не отдыхала, поэтому скажу честно — забыла, как это делается. Я не страдаю по этому поводу, я так хочу сейчас. Но каждое лето мы с детьми ездим в Черногорию. Мне нравится смотреть и другие страны, но отдых там — традиция.

А если вы в Москве, что для вас отдых?
Театр. Но я хожу туда только, если позовут друзья и скажут «это стоит того». Последнее сильное впечатление на меня произвел спектакль Богомолова «Год, когда я не родился» во МХАТе.

«Восхищаюсь Сергеем Лазаревым, и обожаю Ивана Урганта за неподражаемое чувство юмора»

фото Екатерины Цветковой

А ваши дочки ходят в театр?
Конечно. В Театре Пушкина они все детские спектакли уже видели. На «Конька-Горбунка» во МХТ ходили не раз. Более того, они и на моих взрослых спектаклях сидят. Старшая на Брехте будет точно. Ничего страшного, пусть смотрит на вырост.

А если потом они обе скажут вам «мы хотим быть актрисами»?
Ну, значит будут. Я не стану запрещать. В свое время папа мне запрещал, я все равно не послушалась. На старшую мою сестру он смог надавить. И что? Она закончила историко-филологический, а потом все равно пошла в театральный вуз. Единственное, что может сделать родитель — максимально развивать ребенка. Чтобы у того всегда был выбор. Выбор — это самое главное.