Музыкальные версии литературных шедевров на московской сцене.

Сегодня во всех кинотеатрах страны стартуют показы мюзикла по роману Виктора Гюго «Отверженные». Картине пророчат грандиозный успех,а исполнителям главных ролей Хью Джекману и Энн Хэтэуэй — статуэтки «Оскар» в награду за проделанный труд.  Театралы также в нетерпении —  как Голливуд разложил на ноты классическую историю про беглого каторжника Жана Вальжана? Предвкушая всплеск интереса к музыкальным адаптациям классических литературных произведений, VashDosug.ru  выяснил, какие из них, действительно, стоит смотреть на московской сцене.
 

«Война и мир»

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко


 

Четырехчасовая оперная громадина Прокофьева выглядит на сцене театра по-настоящему грандиозно. Режиссер Александр Титель создал постановку классическую, но при этом не старомодную. Единственное сознательное отклонение — отсутствие повязки на глазу у Кутузова. Но это скорее остроумный намек на нежелание апеллировать штампами, чем символ чего бы то ни было. Что касается оркестра, дирижер Феликс Коробов существенно сократил партитуру, но настоял на классической подаче. «Военные сцены», действительно, хороши. Слышны и взрывы медной секции, и звон, и свист духовой. На сцене же война вообще выглядит, как кадр из голливудского блокбастера. Больше 400 человек «массовки», красное зарево подсветки...Что касается музыки, труппа МАМТа практически без посторонней помощи справилась со сложнейшей вокальной задачей (Титель пригласил только одного солиста со стороны). Сочное молодое сопрано Натальи Петрожицкой (Наташа Ростова), мягкий голос Николая Ерохина (Пьер Безухов)), лиричный вокал Дмитрия Ульянова (Кутузов), благородный бас-баритон Дмитрия Степановича (капитан Рамбаль)...Услышав их, у вас есть все шансы проникнуться патриотическим пафосом великого романа.


 «Евгений Онегин»

Новая опера

Если вы зритель, который ценит самые что ни на есть классические постановки, приходите на «Евгения Онегина» в Новую оперу. Этот спектакль идет  здесь 7 лет, а восторги раздаются по-прежнему.  Фестивалеь «Золотая маска» признал этого «Онегина» «Лучшим музыкальным спектаклем сезона 1996-97 года».

За режиссуру главной оперы Чайковского отвечает Сергей Арцибашев, дирижирует — Евгений Самойлов. Из действия «выбросили» грандиозную пышность. Перед зрителем — собрание лирических сцен с глубоким трагическим подтекстом. Роковые страсти и неразгаданные чувства скорее слышны в великой музыке, чем очевидны на сцене. Мелодраму с заламыванием рук и вздохами при луне вы не увидите. Зато сможете насладиться мельчайшими подтекстами пушкинского романа и услышать музыку, от которой щемит сердце.


«Растратчики»

Театр мюзикла


Эта постановка для тех, кто идет в театр, чтобы отдыхать. В основе «Растратчиков» лежит замечательная повесть Катаева о частных предпринимателях эпохи НЭПа, но о литературных тонкостях речи нет. Все-таки развлекательный жанр берет свое. Музыку для «Растратчиков» целиком и полностью сочинил Максим Леонидов. Известный автор хитов бит-квартета «Секрет» и своих собственных, он впервые выступил как композитор большого жанра.

В спектакле  звучат и легкомысленные куплеты, и пронзительные любовные дуэты, и водевильные мотивы, и блатные песни в духе «Мурки» и «Фонариков». Что касается декораций, то одни только задники меняются целых 29 раз! Это и гигантские «передвижные» банкноты тех лет, и рисованный бордель, и игрушечный цыганский табор... В 1920-х свершилась сексуальная революция: отныне ни брак, ни церковь, ни обычаи не могли диктовать женщине, что ей носить и кого любить. Отсюда мини-юбки, шелковые чулки, лифы на шнуровках, губки бантиком, мушки и шляпки... Так что женская массовка мюзикла превращает сцену прямо-таки в «Мулен Руж». Несмотря на мелодии, которые потом долго насвистываешь, и традиционный хеппи-энд, «Растратчики» не просто веселый спектакль. Это история о призрачной погоне за счастьем: в финале один герой взрослеет, а другой прозревает. Жить, конечно, хочется весело, но значит ли это жить счастливо?
фото Екатерины Цветковой


«Сказки Гофмана»

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

В основу «Сказок» легла эффектная биография Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, а также три самых страшных его новеллы «Песочный человек», «Сказка о потерянном изображении» и «Советник Креспель». Во всех трех речь идет о любви поэта. Три возлюбленных Гофмана странны: механическая кукла с вытаращенными глазами и тусклыми кудельками, умирающая певица Антония, жестокая обольстительница-куртизанка Джульетта. Все они ведут Гофмана к смерти — моральной и физической. Кукла разбивает ему сердце внезапно открывшимся фактом своей нечеловечности, куртизанка отнимает отражение в зеркале (читайте душу), Антония забирает с собой на небеса надежды о личном счастье.
Фирменную мрачность повествования окупает фантастической красоты музыка и яркая сценография (художник-постановщик Валерий Левенталь). Действие не переносится ни в открытый космос, ни в Чечню, ни в современную Россию. Авторы лишний раз подчеркивают неисчерпаемые возможности театральной условности. Декорации меняются мгновенно, с колосников спускается «здание» театра, затем — пивного кабачка, после герои оказываются среди венецианских красот, на кукольном заводе, в убогой комнате нищей певицы, ложе театра. Костюмы и реквизит у всех без исключения участников событий продуманы до мельчайших деталей. Артисты с видимым удовольствием примеряют на себя сказочные образы, играют в героев и невинных дев, рассказывают взрослые сказки с грустным концом.


«Золотой петушок»

Большой театр


По-новому открыть для себя Пушкина? — почему бы и нет. Кто знает работы Кирилла Серебренникова, не удивится, увидев, что «Золотой петушок» в его интерпретации смотрится и слушается совсем, не как сказка. Упор режиссер сделал на людях, власть предержащих. А значит исключил из оперы «утрированный русский стиль». Лубка, как говорится, не будет. А будет жестокая реальность и правда-матка про русских властителей и их окружение. Это опера — скорее сатира, чем развлечение. Здесь есть где развернуться общественно-политической мысли.

Золотой петушок превращен в двухглавую птицу в клетке, царь Додон  — на говорящую голову из ящика, царь-девица — в стройную даму в фирменных нарядах известных лейблов, слуги царя — сплошь и рядом таджики в классических синих трениках. Музыка Римского-Корсакового прекрасна сама по себе, но она мало что добавляет режиссерской мысли. Которая искрится, парит и бесконечно радует обличителей современной системы.


«Анна Каренина»

Театр им. Вахтангова

Этот спектакль нельзя отнести к одному жанру. Это не опера, не мюзикл, не балет и не шоу. Больше всего подходит  — «театральный эксперимент». Однако роман Толстого «Анна Каренина» в нем как на ладони. И пропускать возможность увидеть, как оживает литература в театре, точно не стоит.
Поставила необычный спектакль Анжелика Холина, знаменитый хореограф из Литвы. Диалоги  в ее версии «Карениной» отсутствуют, сюжет прозрачен, характеры героев очевидны, смысл ясен.  Каренина (Ольга Лерман) — прекрасная страдалица, ее супруг (Евгений Князев) — ревнивый монстр, Вронский (Дмитрий Соломыкин) — холодный повеса и т. д.и т. п. Всё громко, четко, отчаянно и страстно. Анна гибнет, осужденная не столько мужем, сколько толпой и последовавшим за общественным мнением бывшим возлюбленным.

Огромный плюс спектакля — безупречный стиль. Богатая фантазия Холиной не противоречит чувству меры. Искусно поставленный свет, фантастически красивые костюмы... Нельзя не отметить и впечатляющую танцевальную подготовку труппы. Сложных движений им никто не предлагал, но в заданном ритме и рисунке танца они смотрятся уверенно и даже больше — многообещающе.