ПОИСК
Наталья Витвицкая
22 января 2013

«Р.Р.Р»: буду краток!

В Моссовете спектакль по «Преступлению и наказанию» превратили в клип.

Режиссер Юрий Еремин представил свою новую работу — постановку по мотивам романа Достоевского о убийстве старушки-процентщицы и последующих угрызениях совести Родиона Романовича Раскольникова (Р.Р.Р.), возомнившего себя Наполеоном. Не удивляйтесь, но ничего тяжелого для сердца и трудного для ума в этом спектакле нет. Еремин сильно сократил «муторную» часть про побудительные мотивы и душевные терзания, выделил детективную линию, усилил мелодраматические эффекты. Вышло захватывающее, но совершенно в стороне от проблематики великого романа.

Главный недостаток этой работы (а для кого-то он же — главное достоинство) — в ее предельной доступности «массам». Режиссер, как говорится, пошел на поводу у зрителя. Отсюда эти нарочитые красивости в сценографии (питерские архитектурные конструкции на поворотном круге, красные всполохи в сцене убийства и пр.), музыкальные эффекты (Вагнер и Чайковский в современной обработке), предельно однозначные характеры, не требующие труда разгадывать их. Раскольников здесь нервный и нежный мальчик, Порфирий Петрович — проницательный добряк, Сонечка Мармеладова — погубленная судьбой страдалица, Свидригайлов — демонический развратник... Мотивы их поступков невнятны, логика чувств отсутствует. Ощущение такое, что читаешь Достоевского на бегу, или смотришь клип. Собственно, муки Раскольникова превратились здесь в краткие пояснения детективной фабулы. Они выводятся бегущей строкой на белом занавесе, надежно отделяющим одну сцену от другой.

Публика, впрочем, довольна. Она пришла «на артистов», и те не подвели. Главная роль — Родиона Раскольникова — досталась талантливому молодому актеру Алексею Трофимову. Он вполне мог бы справиться с ней и в другом, серьезном спектакле, но здесь рисунок предельно прост. А значит и актерская краска одна (страх перед наказанием). Порфирий Петрович Виктора Сухорукова случился выдающийся. Эдакий мудрец с внешностью простачка. Он блистательно выковыривает признание из преступника, которого жалеет. Но чтобы все это в нем стало очевидно, необходимо парное существование на сцене. А оно не предусмотрено — Сухорукову в общем и целом не с кем играть, диалогов с Раскольниковым мало. А те, что есть, невнятны и коротки. Прекрасный Александр Яцко также загнан в угол. Его герой появляется внезапно, как черт из табакерки. Он обольститель, убивший жену и вознамерившийся соблазнить сестру Раскольникова. Сцена между ним и Дуней решена плоско — как «картинка» из бразильской мелодрамы. Он ее любил, попытался изнасиловать, отпустил и застрелился.

Финал тонет в эффектном густом тумане. По сцене катаются Раскольников с Соней (видимо, в муках), а после возникают убиенная процентщица с сестрой Лизаветой, мертвый Мармеладов, а заодно и все «оставшиеся в живых». Есть ли во всех этих спецэффектах Достоевский? Безусловно. Но такой, про которого так и хочется добавить «Первый канал представляет...».

фото в фичере Екатерины Цветковой

Отзывы

Елена Кимовна 6 апреля 2016, 11:38
Вы, Наталья, дура напыщенная, сходите на "Дон Жуана" в Музыкальный театр, спектакль в Вашем вкусе! Но, думаю, Моцарт напился бы с горя, помотрев его. А Р.Р.Р. замечательный спектакль, отдельное браво режисеру, и всем артистам огромное спасибо! Вы, Наталья, посмотрите на лица зрителей после спектакля, и поймёте, что Вы не правы, но подозреваю, что Ваш сарказм не искреннен. Ещё раз браво всем, кто делал спектакль! И спасибо, что оставляете надежду на лучшее!

Елена Кимовна 6 апреля 2016, 06:51
Наталья, простите за дуру, пожалуйста, это я сгоряча, по неграмотности и бескльтурию!

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

c 26 по 27 янв | Театр наций, драма c 26 по 27 янв

Спектакль-шоу, в котором всех шекспировских героев играет Евгений Миронов.

Вс, 22 янв | Московский театр п/р О.Табакова (Табакерка), драма Вс, 22 янв

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

Пн, 23 янв | Театр им. Евг. Вахтангова, драма Пн, 23 янв

Онегин-Маковецкий в фантастически красивом спектакле Римаса Туминаса.

Вс, 19 мар | Сатирикон, драма Вс, 19 мар

Константин Райкин играет обездоленного короля.

Вт, 24 янв | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма Вт, 24 янв

Злободневный спектакль Виктора Рыжакова про войну и смерть.

Чт, 26 янв | Театр им. А.С. Пушкина, драма Чт, 26 янв

Взрывной спектакль-кабаре о том, как непросто делать выбор между социальным долгом и обывательским счастьем.

c 25 по 26 янв | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 25 по 26 янв

Ирония Вуди Аллена, умноженная на сарказм Константина Богомолова.

Премьера

c 20 по 21 янв | Мастерская Петра Фоменко, драма c 20 по 21 янв

Про любовь в эпоху наполеоновских войн.

Театр наций, драма

Оглушительная мелодрама с Евгением Мироновым в роли уставшего от жизни менеджера среднего звена.

Самые ожидаемые постановки, которые не стоит пропускать.