Василий Бархатов решает проблемы переходного возраста, а Кирилл Серебренников отстаивает право интеллигенции на жилплощадь. Декабрь богат театральными событиями. «ВД» выбрал самые интересные.

«Зойкина квартира»

Классика, если она хорошо поставлена, всегда рассказывает про сегодняшний день. Вот, например, «Зойкина квартира» в МХТ. Кирилл Серебренников стал первым, кто решился воплотить историю времен нэпа, обнаружив героев Булгакова в сегодняшне йр еальности. Никаких радикальных вмешательств в текст он себе не позволил — разве что использовал в спектакле музыку берлинских кабаре 20–30-х годов и попросил поэта Игоря Иртеньева написать на эту музыку стихи. В итоге по первому плану получился лихой музыкальный спектакль, в котором домовладелицу Зойку играет Лика Рулла. Ее надтреснутый голос и джазовый вокал отлично сочетаются с ностальгическими песнями о Елисейских Полях, куда Зойкамечтает сбежать, пока большевики не до конца закрутили гайки. Зритель же, способный видеть и слышать не только первый план, заметит остановившийся взгляд бывшего аристократа Обольянинова. Спасения от большевистской реальности тот ищет в морфии. А аферист Аметистов (Михаил Трухин) — в кокаине. Нюхнув для храбрости, он принимается вправлять мозги управдому и, войдя в раж, рвет на груди рубаху — под ней оказывается футболка с изображением Путина. И пока половина зала хохочет, другая половина, не отрываясь, следит за Обольяниновым, которого актер и оппозиционер Алексей Девотченко играет так, что сразу ясно: добром все эти комичные сценки, лиричные зонги и показы мод (хваткая Зойка, как мы помним, под видом ателье открыла у себя дом свиданий) не кончатся. Потому что доведенную до края интеллигенцию можно унизить и опорочить, превратить в наркоманов, арестовать и даже убить. Но без нее все в этой стране пойдет не так. В финале энкавэдэшники скручивают Обольянинову руки, а душа, или вернее дух Зойкиной квартиры (его в этом спектакле олицетворяет прелестно-старомодная Татьяна Кузнецова), навсегда глохнет и немеет от боли. Вот и этот вишневый сад вырубили.

фото: Сергей Петров


«Новые страдания юного В.»

Пока на Большой сцене идет «Зойкина квартира», на Малой Василий Бархатов выпускает новую версию старой гетевской истории про молодого Вертера, не справившегося с пошлостью жизни и выбравшего смерть. Ставят, впрочем, не роман Гете, а повесть Ульриха Пленцдорфа, написанную в ГДР в 70-е годы. Эту повесть Бархатов с помощью Михаила Дурненкова адаптировал к нашим дням. То есть быт на сцене — вполне узнаваемый, социалистический, а проблемы — сегодняшние. Если вкратце, то спектакль будет о том, как человек мучительно ищет себя в юности, но уж если выживает, то, перевалив за 30, превращается в посредственность. Есть ли из этой ситуации выход?Бархатов (ему, кстати, 29) его активно ищет. Так что герой — его играет дебютант Александр Молочников – в финале не застрелится.

фото: Екатерина Цветкова


«Полоний»

Если после этого вы все еще хотите классики погорячее, то вам прямая дорога в «Политеатр». Тридцатилетний студент одного из престижных вузов вынужден прервать обучение и вернуться в родные пенаты, на похороны отца, занимавшего ключевой пост в государстве. Студента звать Гамлет, папу его, если кто не помнит, тоже, а речь про Данию, где злодей-Клавдий отравил родного брата-монарха.А теперь внимание: главным персонажем в спектакле станет не Гамлет, а Полоний — преданный царедворец, служивший и прежнему королю, и новому, и нашим, и вашим. Полония сыграет великий и ужасный Владислав Мамышев-Монро. Ему, конечно, не впервой превращать себя в кого-то из персонажей прошлого. Удивительно только, почему для театрального дебюта он выбрал не Гамлета, а старичка Полония. Впрочем, на этот вопрос отвечает другой дебютант, бизнесмен с говорящим именем Слава Випзон, пробующий себя в режиссуре и утверждающий, что именно Полония Шекспир намеревался сделать одним из главных персонажей пьесы. Чтобы исправить историческую несправедливость, режиссер Випзон передал Полонию часть гамлетовских монологов. А самого Гамлета в спектакле сыграет девушка — треш-модель Алисон. И пока скромные блюстители классики лежат в нокауте, спешим успокоить остальных: конечно, хулиганства в «Полонии» будет предостаточно, но и актуального искусства тоже немало. Ведь за костюмы и декорации отвечает известный художник Катя Филиппова, выставлявшаяся, между прочим, в Лувре. Да и Влад Мамышев-Монро, как мы знаем, бывает эпатажным и чрезмерным, но никогда — бездарным. Так что если не боитесь экспериментов, вам сюда. Шекспира перед спектаклем перечитывать не стоит.

фото: пресс-служба


«Моряки и шлюхи»

В заключение — маленькая сенсация от «Мастерской Петра Фоменко». Хореограф Олег Глушков лишил «фоменок» дара речи, научив их танцевать. Весь вечер на сцене Мадлен Джабраилова, сестры Кутеповы, Алексей Колубков и другие. О чем спектакль? Разумеется, о любви. Называется он весьма для «фоменок» нетипично — «Моряки и шлюхи». Но внимание! К пре- мьере название еще может поменяться.