Лучший способ отдохнуть от промозглой осени и рабочих будней — купить билеты на умный и красочный спектакль. В октябре столичные театры предлагают зрителям богатое «меню». Читайте обзор самых интересных постановок и делайте свой выбор.

«Чайка»
Сатирикон

От режиссера Юрия Бутусова можно ожидать чего угодно, но только не классического благолепия — достаточно вспомнить его убойных «Ричарда III» и «Короля Лира». Здесь интригует уже выбор исполнителей: потусторонний монолог об орлах и куропатках читает рыжая бестия Агриппина Стеклова, а искателя новых форм Треплева — Тимофей Трибунцев.

В спектакле Юрия Бутусова есть такая небывалая свобода, такой драйв и такая степень откровенности, какие в нашем театре, казалось, давно уже перевелись. Если вам хочется живых впечатлений — не пропустите этот спектакль.


«Три сестры»
Театр им. Моссовета

Андрей Кончаловский и блестящая команда артистов, среди которых Юлия Высоцкая, Александр Домогаров, Владас Богдонас, вслед за «Дядей Ваней» представляют вторую часть чеховской дилогии на сцене Театра им. Моссовета.

В «Трех сестрах» характеры интерпретируются с парадоксальной, иронической интонацией, что придаёт новый смысл монологам пьесы. Режиссёр разбивает действие возвращением зрителя к внетеатральной реальности, что дает возможность почувствовать контраст между миром Чехова и сегодняшним днем.


«Киллер Джо»
Театр Наций

Любите Тарантино? Тогда вам сюда. Спектакль по пьесе Трейси Леттса сочетает в себе элементы интеллектуального триллера и «черной» комедии.
В основе сюжета «Киллера Джо» лежит история о том, как брат и сестра решили убить свою мать ради получения страховки и наняли для этого профессионального киллера и копа в одном лице, Джо Купера...
На сцене — техасское «дно», изображенное с натуралистической дотошностью. Насилие, мордобой и финальное массовое убийство показаны точно в замедленном кино. В этой постановке на сцене справляют малую нужду, позволяют себе нецензурные выражения, выбегают в чем мать родила. Детективный сюжет развивается вяло, и даже грубый финал не спасает положения. Однако непритязательному зрителю все же есть где посмеяться: лихо разыгранная и в общем-то нестыдная коммерческая постановка — это, безусловно, вариант скоротать вечер любителям черного жанра.


«Идоменей»
Камерный музыкальны й театр им. Бориса Покровского

Впервые на российской сцене опера Моцарта в редакции Рихарда Штрауса! Можно сказать, что для своего времени «Идоменей» Моцарта был чем-то вроде сегодняшнего экшн-блокбастера, триллера и фильма ужасов вместе взятых — подобно фильмам Стивена Спилберга, переносящим зрителей в совершенно иной, захватывающий фантастический мир. Моцарт опередил свое время, и изыски его музыки остались недооцененными публикой, требующей «хлеба и зрелищ». При жизни гениального композитора опера ставилась лишь дважды.

В конце 1920-х годов малоизвестная на тот момент партитура «Идоменея» привлекла внимание другого оперного титана Рихарда Штрауса. В 1931-м, ровно через 150 лет после премьеры оригинала, он представил в Вене свою версию оперного шедевра Моцарта. Дерзкий и смелый новатор, Штраус по своему вкусу отредактировал «Идоменея», изменив либретто, порядок номеров, оркестровку, дополнив оперу музыкой собственного сочинения. И тем самым создал одну из самых необычных в истории мирового оперного театра партитур, сочетающую в себе два различных музыкальных стиля, две эпохи. Сегодня этот шедевр можно увидеть и услышать только в Камерном театре Покровского.


«Кафе „Бродячая собака“»
Новый балет

«Ретро»-балет с зажигательным канканом, чарльстоном, шимми, фокстротами, знойным танго и романсами Вертинского — вариант для идеального вечера. В начале XX века в Петербурге открылось артистическое кафе под названием «Бродячая собака». Сюда стекался «андерграунд»: молодые поэты, художники, музыканты и их экзальтированные поклонницы и поклонники. Всем хотелось жизни необыкновенной, чувств — возвышенных, страстей — роковых. Вся эта «пряная» атмосфера мира искусства Серебряного века воспроизведена в пластическом балете «Кафе «Бродячая собака», придуманном и поставленном Аидой Черновой и Сергеем Старухиным.

«Кафе «Бродячая собака» — это греза о Серебряном веке. Причем очень точно выдержанная исторически, если только можно так сказать о грезе. «Живой» голос Вертинского. Музыка Макса Линдера с заезженной граммофонной пластинки. «Доподлинные» костюмы и прически, танцевальные па, манеры, стиль поведения. Здесь танцуют самые модные и, как тогда считалось, «аморальные» танцы — канкан, шимми, чарльстон, матчиш, фокстрот и, конечно же, танго. Знойное аргентинское танго, от которого сходила с ума вся Европа.


«Дело»
Московский Новый драматический театр

Московский Новый драматический театр приглашает вас на спектакль «Дело» по драме А. Сухово-Кобылина. Подробности таковы: пять лет судебные чины Варравин и Тарелкин под ложным обвинением в пособничестве мошеннику держат «на удочке» и разоряют семью отставного капитана. Никакие ходатайства наивного ветерана и его дочери Лидочки о справедливом расследовании не принимаются во внимание. Напротив — любая их просьба встречается издевкой и циничным вымогательством денег.
Обобрав несчастных до нитки, опорочив их честное имя и доведя до отчаяния, чиновники не успокаиваются. Безвинной как ангел Лидочке грозит тюрьма, но девушка полна решимости и уговаривает отца не идти на компромиссы. Сможет ли он, сохранив чувство собственного достоинства, отстоять честь и невиновность дочери? Настанет ли наконец торжество справедливости?
Тема издевательств чиновников над людьми остается одной из самых болезненных и животрепещущих. А вот какова наша собственная роль в своих несчастьях?.. Став свидетелями по «Делу», вы можете провести свое исследование психологии жертв произвола.


«И виждь, и внемли...»
Московский театр русской драмы п/р М.Щепенко

Пушкину было 27, когда он написал эти строки. Действительно, когда ещё задумываться о пути художника, о своём назначении «глаголом жечь сердца людей»? Спектакль Театра русской драмы именно «жжёт» — и глаголом, и музыкой, и тонким вкусом, с которым он сделан. Под звуки Моцарта и Шостаковича зрителей окутывают знакомые и незнакомые, глубинные и легкомысленные строки поэзии Жуковского, Вяземского, Крылова, Пушкина, Лермонтова, прозы Карамзина, Толстого, Гоголя... Путешествие в Золотой век русской литературы поражает своей лёгкостью, экстравагантностью и азартом, с которым актёры перевоплощаются в поэтические гении.


«Каприччио»
Новая опера

«Каприччио»  — последняя опера Рихарда Штрауса. Это опера об опере, полное юмора и остроумных музыкальных шуток произведение мастера, прошедшего долгий путь и достигшего своего понимания оперного искусства. Любовный треугольник становится поводом для оригинальной театрализованной дискуссии о роли слова и звука в музыкальном театре, о предназначении поэта и композитора. Главный вопрос, который заключен в «Каприччио», состоит в следующем: является ли поэтическое слово источником вдохновения для композитора или, наоборот, – музыкальная фантазия композитора предопределяет слова и действия, с которыми ей надлежит себя связать?

Спектакль включает в себя различные виды музыкально-театрального действа: чтение драмы, комический дуэт итальянских певцов, великолепную игру струнного секстета и даже балет! Поводом для наслаждения послужит и эффектное звучание штраусовского оркестра, и элегантная обстановка дома графини. В «Каприччио» множество комических характеров и забавных ситуаций. Чего, например, стоит подвыпившая итальянская певица-сопрано или итальянский тенор, одержимый идеей получить свой аванс!

20 октября партию Фламанда в опере Р. Штрауса «Каприччио» исполнит певец из Германии Мартин Хомрих. Партию Фламанда («Каприччио» Р. Штрауса) певец исполнял на сцене Дрезденской саксонской государственной оперы.


«Собаки»
Драматический театр им. Станиславского

Постановка Валерия Беляковича по мотивам повести Сергиенко «Прощай, овраг!»  — идеальный вариант семейного досуга. Ведь это спектакль о любви, семье и доме.  Большой жилой дом должен вырасти на месте оврага — единственного обиталища бездомных собак. По разным причинам судьба лишила каждого из четвероногих бродяг родного крова и любимого хозяина. Кто-то из вольных псов верит, что его еще ждут и обязательно найдут, кто-то сам убежал из дому, а кто-то просто вдыхает воздух свободы... Но, так или иначе, все они мечтают о теплом доме и человеческой заботе, верят в волшебную «дверцу», за которой скрывается «собачий рай», — точно также как любой из нас верит в любовь и добро.