ПОИСК
Наталья Витвицкая
13 июня 2012

«Зойкина квартира»: танцуют все!

Кирилл Серебренников поставил спектакль про страну, которая — бордель.

В МХТ им. Чехова идут премьерные показы постановки Кирилла Серебренникова «Зойкина квартира». Трагифарс Булгакова про нэпманшу Зойку, устроившую притон в собственной квартире, чтобы поднакопить денег и выбраться из совка, привлек внимание режиссера-провокатора не зря. И без того напичканный остротами про российскую действительность (одинаково бездарную во все времена), булгаковский текст легко превратился у него в острый политический месседж. Когда наплевать на страну, совесть и душа тоже мало кого заботят.

Спектакль Серебренникова — безусловный театральный хит. Ему гарантирован аншлаг, жаркие баталии критиков и однозначные восторги тех, кто считает себя продвинутой частью общества. Здесь досталось и правящей партии, и оппозиции, и «вшивой интеллигенции», и, кажется, даже «рабочим с крестьянами» (в данном случае китайцам-гастарбайтерам, добровольным служанкам-проституткам и пр.). Бордель, который придумала Зойка (ее играет неожиданно великолепная в этой роли звезда мюзиклов Лика Рулла) — проекция целой страны. Где религия — закон купли-продажи, а национальная идея — мечта «свалить за бугор поскорей». Михаил Булгаков в красках расписал советский бред («Порядочному человеку в России без кокаину никак нельзя!»), однако бред оказался актуальным и сегодня. Серебренников почти «не нагнетал». В текст Булгакова он аккуратно «вписал» музыкальные номера: зонги в стиле немецкого кабаре 20-х (авторы текстов — Игорь Иртеньев и Владислав Маленко). И добавил пару-тройку фирменных хулиганств, вроде футболки с изображением Путина на аферисте Аметистове (Михаил Трухин) или двуглавого гуся, подаренного этим же Аметистовым всесильному владельцу траста (Алексей Кравченко).

С содержанием все предельно просто, чего не скажешь о форме. Кажется, это тот самый случай, когда Серебренников-художник победил Серебренникова-режиссера. Спектакль донельзя напичкан спецэффектами: видеопроекции невнятных темных пятен, мультяшные драконы, бутафорские чучела, гигантские черные шлемы-шары на молчаливых шестерках властьимущих.... Всё это невероятным образом вписано в пространство белого куба — собственно Зойкиной квартиры, с десятком дверей, ведущих в никуда. Смотреть на все эти игры режиссерского воображения, конечно, любопытно. Но, женщин-актрис совсем необязательно было раздевать донага. Допуская такую вольность, ее надо  оправдывать чем-то,  кроме того, что по сюжету речь идет о борделе.

Безусловно, в этом спектакле  сложился актерский ансамбль. Кроме удивительной Лики Руллы, «выстрелил» Алексей Девотченко (питерский актер, знаменитый не только своими работами, но и активной гражданской позицией). Он практически сыграл сам себя — интеллигента с испуганными глазами, которому невыносима текущая власть. У Булгакова в качестве средства забыться — морфий, у Девотченко — фейсбук и стихи Бродского.

Алексей Кравченко был подозрительно похож на зажравшегося владельца судов и пароходов, актер блестяще вжился в образ. Михаил Трухин оказался убедительным в роли афериста, разве что местами впадал в комикование... Впрочем, публика ведь всегда настаивает на том, чтобы было смешно. Вот так посмеешься над нынешней нелицеприятной политситуацией, выйдешь из театра и... ничего не сделаешь. Но хотя бы ощущение причастности к актуальному искусству, блестяще, по-европейски научившемуся дерзить и эпатировать, останется.

фото Екатерины Цветковой

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

c 29 по 30 мар | Большой театр, балет c 29 по 30 мар

Одноактные балеты Джорджа Баланчина. Все звезды Большого на одной сцене.

Золотая маска

c 29 по 31 мар | Электротеатр Станиславский, драма c 29 по 31 мар

Премьера

Сб, 1 апр | Студия театрального искусства, драма Сб, 1 апр

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

Золотая маска

Вс, 26 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма Вс, 26 мар

Жутковатая сказка Карло Гоцци о двух братьях, равно обреченных на гибель.

Золотая маска

Сб, 1 апр | Геликон-Опера, опера Сб, 1 апр

Единственная в своем роде опера-альбом о жизни «святого доктора».

Золотая маска

Пт, 31 мар | драма Пт, 31 мар

Променад-спектакль по произведению Бертольта Брехта.

c 2 по 3 апр | Театр наций, драма c 2 по 3 апр

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

Золотая маска

до 24 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма до 24 мар

Чеховские «Три сестры» в суперрадикальной версии Андрия Жолдака. Время действия - 4015 год.

Золотая маска

c 27 по 28 мар | Театр драмы им. А.В. Луначарского (Кемерово), драма c 27 по 28 мар

Спектакль-результат этноэкспедиции в село Беково Кемеровской области, по следам исчезающего народа телеутов.

Золотая маска

c 30 по 31 мар | Воронежский камерный театр, драма c 30 по 31 мар

Печальный, тонкий Чехов в эстетике поздних советских лет.

Премьера

c 24 по 25 мар | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 24 по 25 мар

Евгений Гришковец поставил спектакль по собственной пьесе.

Премьера

c 28 по 29 мар | Театр наций, драма c 28 по 29 мар

Великолепная Юлия Пересильд в роли «луча света в темном царстве».