В рамках фестиваля «Черешневый лес» Константин Богомолов ставит спектакль о брежневском застое, из которого мы вышли, как из «Шинели» Гоголя.

Есть особая логика в том, что в год 25-летия «Табакерки» Олег Табаков предложил Константину Богомолову поставить пьесу Виктора Розова «Гнездо глухаря». В 1960-м в фильме «Шумный день», снятом Георгием Натансоном и Анатолием Эфросом по пьесе Розова «В поисках радости», создатель «Табакерки» сыграл одну из первых своих заметных ролей. Помните мальчика, который,мстя за убитых аквариумных рыбок, бросается рубать шашкой новую мебель? Это Табаков.

Сочиняя в 1958-м «В поисках радости», Розов предостерегал впавшее в оттепельную эйфорию общество от соблазнов мещанства. Через двадцать лет он пишет куда менее обнадеживающее «Гнездо глухаря», в котором диагноз ставится окончательно: больной (то есть общество развитого социализма) настолько поражен вирусом стяжательства, привычкой ко лжи, блату и двойным стандартам, что скорее мертв, чем жив.

Вчитавшись в пьесу, Константин Богомолов не стал переносить действие в сегодняшний день — наоборот, он и художник Лариса Ломакина кропотливо воссоздают на сцене МХТ (где и будет идти спектакль) приметы брежневского быта. Но делают это так, что зритель вскоре понимает: все наши нынешние болезни — лишь развитие тех, давних симптомов. Бывший фронтовик Степан Судаков (Олег Табаков) занимает высокий пост. Его работа связана с иностранцами, они часто приходят в дом, и тогда все семейство: жена (Наталия Тенякова), дочь Искра (Дарья Мороз), зять Егор (Александр Голубев) и сын Пров (Павел Табаков) демонстрирует жизнь простой советской семьи, разместившейся в скромной шестикомнатной квартире. Егора Судаков устроил к себе на работу, тот сделал блестящую карьеру и теперь жаждет послать тестя к чертям и достичь новых эверестов — в лице красотки-аспирантки (Анна Чиповская). Дети Судакова вышли куда менее понятливыми, чем зять. Прова уговаривают поступать в МГИМО, а он зачем-то заводит дружбу с «лохушкой» Зоей, чей отец сидит в тюрьме. Искра работает в отделе писем крупной газеты и никак не может выучить, что отвечать нужно лишь на те письма, на какие укажет начальство. Вдобавок по требованию Егора она делает уже второй аборт — и понимает, что останется бездетной...

Переименовав «Гнездо глухаря» в «Год, когда я не родился», Богомолов превращает спектакль в грандиозный «флешбэк» из жизни наших отцов и старших братьев. Мхатовская сцена вместит только коридор и две комнаты в квартире Судаковых, набитые всякой всячиной — от икон до папуасских масок; перегородки между комнатами сделаны из тюля, а все происходящее в других углах квартиры транслируют камеры, так что действие может идти в разных местах параллельно.

Такой вот советский «Догвилль», в котором реализм переплетен с условностью, сталинская и гитлеровская кинохроника — с передачей «Вокруг смеха» (отдушина тогдашней интеллигенции!). А актеры играют так остро и бесстрашно, что даже самый далекий от сегодняшней политики зритель может догадаться, кем стали в наше время шустрые егоры брежневской поры.

фото Екатерины Цветковой