Специально для премьеры «Драгоценностей» в Большом театре создаются новые декорации и костюмы, вдохновленные ювелирным домом Van Cleef & Arpels.

Этот балет родился в Нью-Йорке 45 лет назад. Отец американского балета Джордж Баланчин, он же беглый петербургский интеллигент грузинского
происхождения Георгий Мелитонович Баланчивадзе, поставил его для своей труппы New York City Ballet с единственной целью — преподнести красоту и талант своих балерин в лучшем виде.

По форме «Драгоценности» — бессюжетный набор «три в одном». Первый, «Изумруды», на музыку Габриэля Форе — романтический, относимый к XIX веку и близкий к природе настолько, насколько к ней вообще может быть близок классический балет, балерины одеты в изумрудно-зеленые пачки. Второй, «Рубины», на Каприччио для фортепиано с оркестром Игоря Стравинского. В его агрессивном танце уже отчетливо виден ХХ век, а пластика на полпути между классическим балетом и ревю. Балерины в алом впечатляют, а в сочетании с наступательным танцем впечатляют вдвойне. Большой «Рубины» уже танцевал, так что сейчас взнос от Стравинского лишь вольется в премьерный спектакль.

Третья, финальная, часть балета носит название лучшего друга девушек — «Бриллианты». Поставлена на музыку Симфонии № 3 ре мажор Чайковского и, в отличие от двух предыдущих, не привязана ко времени, а принадлежит вечности. Считается, что в ней Баланчин проговаривается в ностальгической любви к золотому веку императорской России и, честно говоря, это похоже на правду. Повисающие арабески, строгая кантилена танца, изысканные линии кордеба- лета — все отсылает к гармонии хорошо организованного и понятного мира, где каждый гордо занимает
свое место в иерархии. Балетоманы со стажем помнят, каким счастьем была премьера «Драгоценностей» в Мариинском театре осенью 1999 года.

Тогда сложился идеальный состав солирующих балерин — изумруд Жанна Аюпова, рубин Диана Вишнева, бриллиант Ульяна Лопаткина словно отвечали камням-талисманам по сути и психофизике. Кто в Большом так же точно попадет в роль, пока неясно. К моменту сдачи номера в печать в программке на сайте театра в исполнителях числится только одинокий дирижер Павел Сорокин. С труппой трудятся хранители наследия Баланчина педагоги-репетиторы Сандра Кронсберг, Мэрил Эшли, Пол Боуз.Впрочем, Москва нашла способ шикануть по-русски.

фото: Михаил Логвинов