Наш театральный обозреватель Алла Шендерова смотрит сотню премьер в год. Но своим друзьям и коллегам искренне рекомендует лишь некоторые из них. Специально для юбилейного номера Алла составила список из 15 спектаклей, которые стоит увидеть каждому.

«Волки и овцы»

Театр: Театр-студия п/р О.Табакова
Режиссер: Константин Богомолов
Актеры: Роза Хайруллина, Дарья Мороз, Яна Сексте, Дмитрий Куличков, Павел Ильин, Александр Фисенко

Борец с традиционализмом, Константин Богомолов перенес действие пьесы Островского в начало XX века, убеждая, что клерикалы, олигархи и
чекисты в России – не три сословия, а одно. Здесь слуги носят черные косоворотки, напоминающие о «черной сотне», а на стене висит тушка черного двуглавого петуха. Здесь все актеры играют с аппетитом и озорством, превращая придуманные режиссером схемы в полнокровные образы. Лучше всех – Роза Хайруллина. Ее помещица Меропа Мурзавецкая бьет земные поклоны и прикуривает от церковной свечки. Соблазняет слугу – и стыдливо отворачивается от наготы. И так чеканит шаг в черных смазных сапожках, что смысл слов «иду на службу» окончательно двоится.

фото: Екатерина Цветкова


«Волки и овцы»

Театр: «Мастерская Петра Фоменко»
Режиссер: Петр Фоменко
Актеры: Галина Тюнина, Ксения и Полина Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Карэн Бадалов, Рустэм Юскаев, Алексей Колубков и др.

Этот спектакль появился еще тогда, когда будущие «фоменки» учились на третьем курсе ГИТИСа. Собственно, с него в 1992-м и начался их будущий театр. Петр Фоменко вдохнул новую жизнь и в обросшую режиссерскими штампами пьесу Островского, и в своих совсем юных исполнителей, и даже в сам русский психологический театр. Запал оказался так силен, что его хватает и поныне. Приходите – и убедитесь сами: «Волки и овцы», объехавшие все престижные фестивали мира, все страны и континенты, и сегодня переливаются свежими театральными красками.

 фото: Лариса Герасимчук


«Рассказы Шукшина»

Театр: Театр наций
Режиссер: Алвис Херманис
Актеры: Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд, Евгений Миронов, Дмитрий Журавлев и др.

Перед началом спектакля зритель рассматривает громадный снимок поля с подсолнухами, сделанный на родине Шукшина, в селе Сростки. Три щита с фотографиями да длинная лавка – вот и все декорации, придуманные Алвисом Херманисом вместе с художницей Моникой Пормале. Позже вместо подсолнухов на щитах появятся фото нынешних обитателей Сростков – трактористы, фельдшерицы, старики. Наивная условность, открытая игра с лубком и китчем – главный прием этого спектакля. Однако это именно игра, а не сам лубок. Вот уже три сезона, как «Рассказы Шукшина» – первая и пока единственная работа латыша Алвиса Херманиса с русскими актерами – главная экспортная статья русского театра. За это время спектакль не только не утратил премьерного блеска, но стал куда динамичнее и острее. Сегодня это почти балет, в котором Евгений Миронов пропевает и протанцовывает роли шукшинских «чудиков» с хореографической точностью. А его партнерша Чулпан Хаматова, одна из героинь которой – немая деревенская дурочка, неизменно заставляет публику тревожно шуршать, нащупывая в карманах бумажные платочки.


«Калигула»

Театр: Театр наций
Режиссер: Эймунтас Някрошюс
Актеры: Евгений Миронов, Игорь Гордин, Мария
Миронова, Алексей Девотченко и др.

Самый знаменитый режиссер всего постсоветского пространства поставил пьесу экзис тенциалиста Альбера Камю – о том, как перерождается человек, соприкоснувшись с властью. Императора Калигулу Евгений Миронов играет поэтичным, слишком впечатлительным юношей, решившим довести до абсурда саму идею власти. Мятую рубашку, удивленно распахнутые глаза и манеры современного хипстера и знатока поэзии неотвратимо вытесняют оранжевая шинель, взгляд исподлобья и почти гитлеровский чубчик, зачесанный вниз. Власть по Някрошюсу влечет героя не только к вырождению, но и к гибели. Противники экстрима могут быть спокойны: прямых политических аллюзий в «Калигуле» нет, но общий месседж спектакля рифмуется со строчкой из «Писем к римскому другу» Бродского: «Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря».

фото: Владимир Лопувский


«Чайка»

Театр: «Сатирикон»
Режиссер: Юрий Бутусов
Актеры: Агриппина Стеклова, Тимофей Трибунцев, Полина Райкина, Лика Нифонтова, Денис Суханов, Юрий Бутусов и др.

Представьте, что банда комедиантов репетирует «Чайку», – каждый стремится урвать себе монолог Треплева, хоть чуть-чуть побыть Заречной или Аркадиной. Во главе банды – сам КостяТреплев, то есть режиссер Юрий Бутусов. Словно у Кая в «Снежной королеве», в глазу у него сидит осколок – любую пьесу он воспринимает как фарс. В «Сатириконе», на сцене которого Бутусов ставил и раньше, его понимают с полуслова. Для «Чайки» он нашел себе двойника: Треплева играет Тимофей Трибунцев – небритый очкарик в клетчатой рубашке, некстати декламирующий стихи Бродского. Но в особо патетических местах в роли Треплева на сцену выскакивает сам Бутусов, неистово отплясывающий и хрипло голосящий. И если блюстителям хрестоматийных трактовок этот спектакль кажется хулиганством, то любителям всего живого, в том числе актуальной классики, придется в самый раз. Вы театра захотели? Нате-ка, выкусите!

Ольга Фукс, обозреватель журнала «Международный институт театра»:
«Чайка» Юрия Бутусова в «Сатириконе» – из тех спектаклей, что «закрывают тему», таково их эмоциональное воздействие. Давно уже ставший маститым режиссер позволил себе сочинить своих «Людей, львов, орлов и куропаток» – отправиться в Зону, где затасканные слова засветятся радиацией новых смыслов. Чего стоит хотя бы последнее появление Нины Заречной – подурневшей, побывавшей игрушкой всех елецких купцов, фанатичной, полубезумной. И, похоже, святой.

фото: Екатерина Цветкова


«Июль»

Театр: «Практика»
Режиссер: Виктор Рыжаков
Актеры: Полина Агуреева

Лучший спектакль всей сегодняшней новой драмы построен на соединении противоположностей. Монолог маньяка-людоеда, написанный Иваном Вырыпаевым, виртуозно исполняет Полина Агуреева, одна из самых тонких и красивых московских актрис. У режиссера Виктора Рыжакова – абсолютный слух на хорошую драматургию. Он воплощает текст, сохранив его особый поэтический строй. В итоге, несмотря на мрачное, местами кошмарное содержание, зритель выходит просветленный – ведь в поэзии главное не смысл слов, а внутренняя музыка.


«Тарарабумбия»

Театр: «Школа драматического искусства»
Режиссер: Дмитрий Крымов
Актеры: Игорь Яцко, Анна Синякина, Сергей Мелконян

Занявшись режиссурой почти в 50 лет, художник Дмитрий Крымов за несколько сезонов сумел создать уникальное театральное направление и получить пару «Золотых масок» в номинации «Новация». Хотя, наверное, специально для Крымова, номинацию стоило бы назвать «Другая сторона Луны». К 150-летию со дня рождения Чехова Крымов поставил грандиозное театральное шествие в стиле советских парадов: своего сочинителя приветствуют толпы Треплевых и Раневских, многоуважаемый шкаф, вагон для свежих устриц, Союз писателей и женская сборная по синхронному плаванию. Любители современного искусства получат удовольствие от этой громадной живой инсталляции, уносимой лентой транспортера, как движением времени.

фото: Владимир Луповский

Дина Годер, обозреватель «Московских новостей»:  Прелесть «Тарарабумбии» в том, что она вышла в нужное время. Это был юбилейный чеховский год, в это время кто только Чехова ни ставил. В этом контексте спектакль Крымова показался эдаким пародийным каталогом режиссерских подходов к чеховским пьесам. Чехов в кукольном театре и в опере, авангардный, трагический, юмористический и поп-артовский; Треплев-ребенок и Треплев-старик... Прошло два года, а я как смотрю очередную премьеру по Чехову, всегда «Тарарабумбию» вспоминаю актера Игоря Яцко – сумасшедшего Гаева, ломающего смертельно надоевший многоуважаемый шкаф.


«Как я съел собаку»

Автор, режиссер и исполнитель: Евгений Гришковец

В конце 90-х взамен насквозь фальшивым, зато хорошо поставленным голосам народных артистов со сцены впервые прозвучал сипловатый голос человека, торопливо подбиравшего слова, чтобы рассказать о своих переживаниях, в которых каждый сейчас же узнавал переживания собственные. Поначалу камерные, а потом и огромные залы хохотали до слез, внимая рассказам Гришковца о том, что рисованные мультики ему всегда нравились больше кукольных, и как не хочется, но надо есть собаку, если ее приготовил твой армейский товарищ. Нащупав свою интонацию, Гришковец сумел стать близким самым разным зрительским кругам: от крупного бизнесмена до продвинутого программиста и совсем не продвинутой домохозяйки. Чтобы понять, в чем тут секрет, отправляйтесь на его первый, редко исполняемый, но все еще живой спектакль.


«Ничья длится мгновение»

Театр: РАМТ
Режиссер: Миндаугас Карбаускис
Актеры: Нелли Уварова, Дарья Семенова, Илья Исаев, Дмитрий Кривощапов, Александр Доронин и др.

Сказать что-то новое о Холокосте после «Списка Шиндлера» или «Пианиста», да еще не впасть в сантименты и безвкусицу – дело трудное. Карбаускису удалось. Его спектакль, основанный на романе литовского еврея Ицхокаса Мераса, выстроен так, что ошалевший сперва зритель понемногу начинает воспринимать ситуацию как бы изнутри, становясь на позицию героев спектакля – узников вильнюсского гетто: смерть неизбежна, и потому не так уж важно, как и когда она произойдет. Важно другое: не сделать так, как хочет комендант лагеря. Не вступить в сделку со злом. Другого выигрыша в шахматной партии, именуемой жизнью, быть не может. Один из самых виртуозно придуманых, сыгранных и оформленных спектаклей последнего времени.

фото: Сергей Петров


Трилогия «Жизнь прекрасна. По Чехову»: «Черный монах», «Дама с собачкой», «Скрипка Ротшильда»

Театр: МТЮЗ
Режиссер: Кама Гинкас
Актеры: Юлия Свежакова, Сергей Маковецкий, Игорь Ясулович, Игорь Гордин, Валерий Баринов, Арина Нестерова, Алексей Дубровский и др.

«Страданье есть способность тел, а человек есть испытатель боли» – эти строчки Иосифа Бродского, с которым Кама Гинкас водил дружбу в пору своей петербургской юности, можно поставить эпиграфом к каждому спектаклю режиссера. Чеховскую трилогию «Жизнь прекрасна« он задумал еще в конце 90-х. Разумеется, это был ни на что не похожий Чехов. У Гинкаса Черный монах (Игорь Ясулович) сам собою зависает над бездной, оказываясь провокатором и бесом, искушающим ученого Коврина (Сергей Маковецкий); за романом героев «Дамы с собачкой» нельзя наблюдать без смеха и слез, а гробовщик Яков Бронза из «Скрипки Ротшильда», оказывается, существовал только для того, чтобы перед смертью осознать, как глупо жил. Любители традиционных интерпретаций явно ошибутся дверью. А всем прочим стоит отправиться в театр, чтобы в который раз ощутить, что жизнь горька, страшна, безнадежна. И – прекрасна.

Мария Седых, обозреватель журнала «Итоги»: «Что такое «Жизнь прекрасна» – по Чехову и по Гинкасу? Мне кажется, это счастье страдать. Среди чеховских героинь довольно часто встречаются молодые женщины, которые любят подойти к буфету и украдкой, не закусывая, выпить рюмку водки. И писатель им явно симпатизирует. Спектакли Гинкаса словно такой глоток: обжигающе-горький и согревающий до озноба».


«Трехгрошовая опера»

Театр: МХТ им. А.П. Чехова
Режиссер: Кирилл Серебренников
Актеры: Константин Хабенский, Ксения Лаврова-Глинка, Марина Голуб, Сергей Сосновский и др.

Когда-то Бертольт Брехт переписал старинную «Оперу нищих» Джона Гея так, что в викторианской Англии сразу узнавался предвоенный Берлин. Кириллу Серебренникову подобное осовременивание не понадобилось: когда Константин Хабенский (Мэкки-Нож) заявляет публике, что завязывает с грабежом, перепрофилируясь в банкиры, кажется, что реплика придумана только что. Но нет – это текст Брехта. Серебренников не только вернул «Трехгрошовой» – успешному бродвейскому мюзиклу – социальную остроту и злость. Он придумал свое оправдание зонгам, то и дело прерывающим действие и требующим особой условности: согласитесь, странно, когда бандит с петлей на шее распевает шлягер. Но Мэкки Хабенского – не столько бандит, сколько любитель ток-шоу и хэппенингов. Финал спектакля забыть невозможно: чудом избегнувший виселицы Мэкки шагает по вертикальной бетонной стене, устланной красной ковровой дорожкой. Его путь наверх только начинается.

фото: Екатерина Цветкова


«Каменный гость, или Дон Жуан мертв»

Театр: «Школа драматического искусства»
Режиссер: Анатолий Васильев
Актеры: Игорь Яцко, Мария Зайкова, Людмила Дребнева и др.

Последний спектакль, поставленный Анатолием Васильевым в Москве в 2006-м, до его конфликта с городскими властями. Сегодня конфликт
позади, Васильев вернулся из эмиграции, но новых постановок пока не планирует. Режиссеров такого класса, как он, во всем мире можно пересчитать по пальцам. Так что его «Каменного гостя», в котором органично сплавлены воедино текст Пушкина, опера Даргомыжского, офорты Гойи и современный танец с элементами ушу, надо смотреть обязательно. Если даже предположить, что вам наскучит музыка, стихи или постмодернистская ирония режиссера, все равно залюбуетесь уникальными декорациями и костюмами художника Игоря Попова. Таких стильных дамских платьев ни на одном подиуме не увидишь.

фото: Владимир Луповский


«Лес»

Театр: МХТ им. А.П. Чехова
Режиссер: Кирилл Серебренников
Актеры: Наталия Тенякова, Юрий Чурсин, Евгения Добровольская, Дмитрий Назаров и др.

Вдова советского чиновника Гурмыжская (Наталия Тенякова) живет в санатории для партийной элиты. Пионерский хор поет «Беловежскую пущу», коньюнктурщик Счастливцев (Авангард Леонтьев) и диссидент Несчастливцев (Дмитрий Назаров) пьют в привокзальной пивной, а гимназист-недоучка Буланов (Юрий Чурсин) произносит тост, сильно напоминающий первую инаугурационную речь президента Путина. В 2004-м, на премьере, этот спектакль произвелэффект разорвавшейся бомбы: от таких острых интерпретаций классики публика к тому времени давно отвыкла. Как выяснилось, этот дремучий «Лес» не потерял актуальности и сегодня.

фото: Екатерина Цветкова


«Дядя Ваня»

Театр им. Евг. Вахтангова
Режиссер: Римас Туминас
Актеры: Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Людмила Максакова, Галина Коновалова, Анна Дубровская

Поставить Чехова пронзительнее и современнее, чем Туминас, давно никому не удавалось. Герои этого спектакля не спрашивают: «Зачем мы так живем?», они просто криком кричат, жалуясь на свою жизнь. Здесь юная Соня (Евгения Крегжде) начинает монологи со смеха, а кончает слезами, спившийся красавец Астров (Владимир Вдовиченков) не умеет ее утешить, а нянька Марина (старейшина труппы Галина Коновалова) напоминает злую колдунью. И на весь этот смешно устроенный мирок смотрит немигающим взглядом рано постаревший мальчик – дядя Ваня Сергея Маковецкого. Как свойственно настоящему интеллигенту, он не может и не умеет никого обидеть – и потому не попадает в Серебрякова, целясь с двух шагов. Сделав с помощью вахтановских артистов виртуозные шаржи на всех персонажей пьесы, Туминас выстраивает спектакль так, что зритель чем дальше, тем больше сострадает этой кучке трагических клоунов, которым никуда друг от друга не деться. Позади – зловещая темнота. Вокруг – огромная страна с ее привычкой пить, губить леса и все, что попадется под руку. Бежать некуда.

Марина Давыдова, главный редактор журнала «Театр» «Туминаса часто сравнивают с другим знаменитым литовцем, Эймунтасом Някрошюсом. Главное и счастливое свойство туминасовской режиссуры – склонность к гротеску, к разящей наповал иронии, к которым Някрошюс, напротив, совсем не расположен. Удача «Дяди Вани» в том, что режиссер, поместив актеров в атмосферу бурлеска, словно бы окропил живой водой пресловутое «вахтанговское начало». Причем ирония и гротеск у Туминаса не отменяют, а лишь оттеняют сострадание к героям».

фото: Владимир Луповский


«Захудалый род»

«Студия театрального искусства» п/р Сергея Женовача
Режиссер: Сергей Женовач. Актеры: Мария Шашлова, Анна Рудь, Сергей Качанов, Андрей Шибаршин, Сергей Аброскин и другие

«Захудалый род» – одна из редких сегодня постановок, убеждающих, что русский психологический театр, как ни странно, еще жив. Это первый спектакль, выпущенный Сергеем Женовачом со своими бывшими студентами, получившими статус театральной труппы. Можно удивляться смелости режиссера, выбравшего полузабытый роман Николая Лескова о русской жизни XVIII- XIX столетия; о благородных помещицах, их верных слугах и доморощенных философах, умевших отличать правду от кривды. Все это молодые артисты играют так, что только диву даешься. На сегодня «Студия театрального искусства» – один из лучших театральных домов Москвы.

фото: Владимир Луповский


«Анархия»

Театр: «Современник»
Режиссер: Гарик Сукачев
Актеры: Михаил Ефремов, Мария Селянская, Ольга Дроздова, Дмитрий Певцов, Василий Мищенко

Корифей русского рока Гарик Сукачев поставил при поддержке бренда «Зеленая марка» спектакль по пьесе английского драматурга Майка Пэкера, герои которого – анархо-панки из нашумевшей в 70-е рок-группы, встречаются в наши дни. Артисты «Современника» не только отжигают по полной, перевоплощаясь в музыкантов, но и заводят зал как на настоящем джем-сейшене. Главного героя – солиста по кличке Выкидыш, пожилого хулигана, каждой минутой своего существования доказывающего, что панки бывшими не бывают, играет Михаил Ефремов. Как он это делает, стоит увидеть!


Главные премьеры конца сезона

22 апреля / Московский ТЮЗ. «Шуты Шекспировы»
(«Шекспировский карнавал»).

Режиссер – Кама Гинкас. В ролях: Ольга Демидова, Игорь Ясулович, Валерий Баринов.

26 апреля / «Мастерская Петра Фоменко». «Театральный роман». Мистификация по Михаилу Булгакову. Режиссер – Кирилл Пирогов, руководитель постановки – Петр Фоменко. Актеры: Галина Тюнина, Людмила Максакова, Мадлен Джабраилова, Кирилл Пирогов, Олег Любимов, Томас Моцкус.

11 мая / Театр им. А.С. Пушкина. «Таланты и покойники». Комедия по неизвестному рассказу Марка Твена. Режиссер – Евгений Писарев. В ролях: экс-солист группы Smash! Сергей Лазарев, Анастасия Лебедева, Игорь Теплов, Евгений Плиткин.

Конец мая (дата премьеры уточняется) / Театр-студия п/р О. Табакова. «Гнездо глухаря». По пьесе Виктора Розова. Режиссер – Константин Богомолов. В ролях: Наталия Тенякова, Олег Табаков, Роза Хайруллина, Дарья Мороз и др.

Середина июня / МХТ им. А.П. Чехова. «Зойкина квартира». По пьесе Михаила Булгакова. Режиссер – Кирилл Серебренников. Музыка берлинского кабаре и композитора Дмитрия Власика. В ролях: Лика Рулла, Михаил Трухин, Федор Лавров, Сергей Сосновский, Алексей Кравченко.

Конец июня / «Седьмая студия» на «Винзаводе». «Сон в летнюю ночь». Комедия по пьесе Уильяма Шекспира. Режиссер – Кирилл Серебренников.
В ролях заняты все участники «Седьмой студии»