«Золотая маска» близится к концу. В бой идут претенденты в «легком весе». «ВД» пишет о двух спектаклях, выдвинутых в номинации «Лучший спектакль малой формы».

«Убийца»

Герой пьесы Александра Молчанова — студент, обитающий в общаге при каком-то провинциальном вузе. Андрей задолжал местному паха-ну, но денег у него нет. Вместо расплаты он должен «выбить» деньги из такого же несостоятельного должника — или убить его. Пахан, бывший студент, держащий в общаге игорный притон, дает ему денег на автобус до соседнего городка и свою деваху в качестве свидетеля. Все с самого начала идет не так. Прыщавая Оксана смотрит волком, Андрей берет билет в родную деревню, надеясь выдать Оксануза невесту и выпросить денег у матери, но мать отказывает. Делать нечего: Андрей покупает в сельпо нож и готовится стать убийцей. И тут вдруг участь его меняется так, словно посреди безнадежно серого дня выглядывает солнце. Мать дает денег, хулиганы, решившие их отнять, уходят ни с чем. А главное — Оксана оказывается красавицей и умницей, и поцелуй ее, горький от табака, не забыть... «Убийца» только прикидывается пустяком, на самом деле это один из лучших текстов новой драмы за последние пару сезонов. Поставил пьесу питерец Дмитрий Егоров. Ан- дрея и Оксану играют Евгений Волоцкий и Наталья Златова. Играют так же, как и написана пьеса: вроде бы буднично, без громких криков и эффектных поз, а забыть трудно.

«Брат Иван Федорович»

Театралы со стажем наверняка помнят легендарный спектакль Анатолия Эфроса «Брат Алеша». В центре инсценировки, написанной Виктором Розовым, оказывался самый младший из Карамазовых. Сергей Женовач пошел по тому же пути, поставив 11 главу романа Достоевского, описывающую день накануне суда над Митей (Александр Обласов). Спек-такль состоит из диалогов, которые ведут Грушенька, Катерина Ивановна, Лиза, Дмитрий и Иван с Алешей Карамазовым. Плюс — фантастически сыгранная Игорем Лизенгевичем и Сергеем Аброскиным беседа Ивана со Смердяковым (тот признается, что он, а вовсе не обвиненный в убийстве Митя, убил Федора Палыча) и знаменитый разговор Ивана с Чертом (Сергей Качанов).

Вечные вопросы русских мальчиков о Боге и вседозволенности, вечные стенания русских девочек, мечтающих, подобно Лизе Хохлаковой (отличная работа Марии Курденевич), пострадать... Все это в «Брате Иване...» кажется написанным только что, а актеры существуют в абсолютно сегодняшней манере. Собственно, в этом и заключается главная неожиданность и удача «Брата Ивана Федоровича»: готовясь скучать на «пыльной» достоевщине, зритель попадает на остросовременную драму.

фото(1), «Убийца» : Елена Лапина

фото (2), сцена из спектакля «Брат Иван Федорович»