В год двухсотлетия Отечественной войны 1812 года МАМТ решил вспомнить оперу Прокофьева.

Вы догадались, что Андрей Болконский — баритон, а Пьер Безухов — тенор? Сергей Прокофьев пытался убедить в этом публику еще на волне патриотического подъема Великой Отечественной в сороковые годы. В год двухсотлетия Отечественной войны 1812 года МАМТ решил вспомнить эту оперу. Тем более что именно на его сцене в 1957 году состоялась московская премьера — все 13 написанных автором картин. Сегодня над эпопеей круглосуточно работают главный дирижер театра Феликс Коробов, худрук оперы Александр Титель, главный художник Владимир Арефьев. Сам Прокофьев дорабатывал оперу почти десять лет, но работы с рыхлым колоссом и теперь хватает всем. Театр призвал на подмогу Государственную концертно-театральную капеллу Москвы и массовку из Мосфильма. Бюджет от хорошего спонсора позволил расщедриться на полтысячи добротно сшитых костюмов, по выражению аборигенов, «прямо, как в те времена». Бутафоры расстарались с саблями на поле боя и с люстрами на балу. Говорят также, что Титель всеми силами пытается очеловечить второй «военный» акт и как-то побороться с пафосом. Впрочем, терпением на четыре часа все равно придется запастись.

Последние виденные Москвой версии «Войны и мира» тоже давались театрам потом и кровью и тоже поражали воображение зрителя. Мариинский под водительством Валерия Гергиева сотрясал противопоказанный любой опере Центральный театр Советской армии, в роли Наташи робела тогда еще юная Анна Нетребко, а на подступах к театру ждали команды воины московского гарнизона в русских и французских мундирах образца 1812 года. Чуть позже «Война и мир» стала причиной скандального разрыва Мстислава Ростроповича с Большим театром, и недоделанный, на живую нитку сметанный спектакль представили публике — запомнился из него скрип бетонных на вид декораций да скрежет битых бокалов, по которым расхаживал с арией Анатоль Курагин. В общем, непростая у МАМТа задача. Посмотрим, как справится.

фото (репетиция спектакля)  — Олег Черноус