ПОИСК
Наталья Витвицкая
5 марта 2012

«Циники»: послереволюционный авангард в театре

В Театре им. Моссовета играют в любовь по рецепту Анатолия Мариенгофа.

Пронзительный роман Анатолия Мариенгофа, гениального изгоя русской литературы, воскресили на сцене Театра им. Моссовета. Режиссером стал Сергей Аронин, ученик Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.

Премьера «Циников» — явление уникальное, поскольку и блестящий роман, и его автор Анатолий Мариенгоф, имажинист и близкий друг Есенина, известны только узкому кругу специалистов по русской литературе начала XX века. Между тем, «Циники» — роман знаковый. Безусловен его новаторский, провокативный стиль, убедительны самоцельные образы. Это одно из первых произведений, написанное как полноценный киносценарий — разрозненные фрагменты действия скрепляются по принципу монтажа (прямая речь чередуется с документальными цифрами, дневниковыми записями, диалогами и воспоминаниями). Наконец, это прекрасный роман о любви: о чувствах сегодня нельзя писать иначе, чем писал Мариенгоф — без наглой сентиментальщины и пошлостей.

Тот факт, что Аронин выбрал в качестве дебюта именно «Циников», делают ему честь как режиссеру не только начитанному, но и небанально мыслящему. Конечно, собственную манеру он пока ищет, но в спектакле уже чувствуется не зашоренность внутреннего зрения, ясность мысли. Аронину удалось главное — передать сумятицу революционной истории и зыбкость человеческих отношений. И это несмотря на то, что блестящий язык Мариенгофа донести до театрального зрителя априори невозможно.

Писатель приоткрыл завесу тайны над мирами двоих людей, одновременно встретивших любовь и революцию. Режиссер и автор бережной адаптации превратил эту тайну во внятный рассказ. Столкнувшись с действительностью, герои из юных мечтателей превратились в циников. Но если восторженный романтик Владимир (блестящая работа Алексея Трофимова) ощутил необходимость приспосабливаться к новым советским условиям как драму, то его возлюбленная — то ли эксцентричная мазохистка, то ли безумная нимфоманка Ольга (Евгения Крюкова) — как сальный анекдот, в финале которого она стреляется от скуки. За подбор актеров Аронину хочется сказать отдельное спасибо.

Фактура Евгении Крюковой привносит в спектакль чувственную ноту, и безволие мужчин-героев остановятся еще убедительнее. Одного из них, отравленного страстью к супруге брата, коммуниста Сергея выразительно играет Дмитрий Щербина. Другого — алчного нэпмана Докучаева — Сергей Виноградов. Образ рассказчика и друга семьи — отдельная удача и спектакля, и лично актера Евгения Ратькова (а также его гримера). Радует не только портретная схожесть Ратькова с Мариенгофом, но и мастерски сыгранное нарочитое пренебрежение к современникам, манеры, голос... Кажется, живой денди Серебряного века сошел с портрета.

Хороши в спектакль аутентичные костюмы: пенсне, бархатные пиджаки, жилетные цепочки, струящийся шелк. Изысканный стиль «Циников» портит, пожалуй, только сценография. Не слишком удачным кажется постоянное мельтешение картонных стен с выбитым на них силуэтом Кремля. Вопросы также вызывают вставные музыкальные номера. Задача их понятна — показать, что, пока советские «шариковы» отплясывают камаринскую, рушатся судьбы русской интеллигенции. Но сам способ по меньшей мере несовременен и невыразителен.
Однако в целом «Циники» — достойная работа, обнажающая большой потенциал и режиссера, и признанных мэтров сцены, и молодых актеров. Смотреть надо обязательно.

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

Вт, 7 мар | РАМТ, драма Вт, 7 мар

Политическое кабаре о нацистских судьях.

Сб, 4 мар | Мастерская Петра Фоменко, драма Сб, 4 мар

Гениальный спектакль Петра Фоменко по прозе Бориса Вахтина о жизни молодой вдовы в годы Великой Отечественной войны.В ролях звездный состав театра.

Выбор редакции

Чт, 2 мар | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера Чт, 2 мар

Хибла Герзмава в роли Медеи.

Золотая маска

Вт, 28 фев | Студия театрального искусства, драма Вт, 28 фев

Сокровенные разговоры о любви в интеллигентной режиссуре.

c 6 по 7 мар | Театр им. Евг. Вахтангова, драма c 6 по 7 мар

Лаконичный и страшный спектакль о силе рока.

c 7 по 8 мар | Театр наций, драма c 7 по 8 мар

Рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребёнка.

Вс, 5 мар | МХТ им. А.П. Чехова, драма Вс, 5 мар

Ирония Вуди Аллена, умноженная на сарказм Константина Богомолова.

Премьера

c 2 по 5 мар | Театр на Таганке, драма c 2 по 5 мар

Премьера

Ср, 1 мар | Малый театр, драма Ср, 1 мар

Борис Невзоров в трагической роли шекспировского короля.

до 8 мар | Театр Россия, тематическая до 8 мар

Сделайте предложение своей возлюбленной в финале мюзикла «Золушка».

Театр им. Вл. Маяковского, драма

Остроумный спектакль-эпопея о трудностях эмиграции.

Монологи из аквариума, глухонемые три сестры, бесстыжий Гамлет и другие смелые эксперименты со всей России — на сценах Москвы.