ПОИСК
Наталья Витвицкая
5 марта 2012

«Циники»: послереволюционный авангард в театре

В Театре им. Моссовета играют в любовь по рецепту Анатолия Мариенгофа.

Пронзительный роман Анатолия Мариенгофа, гениального изгоя русской литературы, воскресили на сцене Театра им. Моссовета. Режиссером стал Сергей Аронин, ученик Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.

Премьера «Циников» — явление уникальное, поскольку и блестящий роман, и его автор Анатолий Мариенгоф, имажинист и близкий друг Есенина, известны только узкому кругу специалистов по русской литературе начала XX века. Между тем, «Циники» — роман знаковый. Безусловен его новаторский, провокативный стиль, убедительны самоцельные образы. Это одно из первых произведений, написанное как полноценный киносценарий — разрозненные фрагменты действия скрепляются по принципу монтажа (прямая речь чередуется с документальными цифрами, дневниковыми записями, диалогами и воспоминаниями). Наконец, это прекрасный роман о любви: о чувствах сегодня нельзя писать иначе, чем писал Мариенгоф — без наглой сентиментальщины и пошлостей.

Тот факт, что Аронин выбрал в качестве дебюта именно «Циников», делают ему честь как режиссеру не только начитанному, но и небанально мыслящему. Конечно, собственную манеру он пока ищет, но в спектакле уже чувствуется не зашоренность внутреннего зрения, ясность мысли. Аронину удалось главное — передать сумятицу революционной истории и зыбкость человеческих отношений. И это несмотря на то, что блестящий язык Мариенгофа донести до театрального зрителя априори невозможно.

Писатель приоткрыл завесу тайны над мирами двоих людей, одновременно встретивших любовь и революцию. Режиссер и автор бережной адаптации превратил эту тайну во внятный рассказ. Столкнувшись с действительностью, герои из юных мечтателей превратились в циников. Но если восторженный романтик Владимир (блестящая работа Алексея Трофимова) ощутил необходимость приспосабливаться к новым советским условиям как драму, то его возлюбленная — то ли эксцентричная мазохистка, то ли безумная нимфоманка Ольга (Евгения Крюкова) — как сальный анекдот, в финале которого она стреляется от скуки. За подбор актеров Аронину хочется сказать отдельное спасибо.

Фактура Евгении Крюковой привносит в спектакль чувственную ноту, и безволие мужчин-героев остановятся еще убедительнее. Одного из них, отравленного страстью к супруге брата, коммуниста Сергея выразительно играет Дмитрий Щербина. Другого — алчного нэпмана Докучаева — Сергей Виноградов. Образ рассказчика и друга семьи — отдельная удача и спектакля, и лично актера Евгения Ратькова (а также его гримера). Радует не только портретная схожесть Ратькова с Мариенгофом, но и мастерски сыгранное нарочитое пренебрежение к современникам, манеры, голос... Кажется, живой денди Серебряного века сошел с портрета.

Хороши в спектакль аутентичные костюмы: пенсне, бархатные пиджаки, жилетные цепочки, струящийся шелк. Изысканный стиль «Циников» портит, пожалуй, только сценография. Не слишком удачным кажется постоянное мельтешение картонных стен с выбитым на них силуэтом Кремля. Вопросы также вызывают вставные музыкальные номера. Задача их понятна — показать, что, пока советские «шариковы» отплясывают камаринскую, рушатся судьбы русской интеллигенции. Но сам способ по меньшей мере несовременен и невыразителен.
Однако в целом «Циники» — достойная работа, обнажающая большой потенциал и режиссера, и признанных мэтров сцены, и молодых актеров. Смотреть надо обязательно.

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

c 26 по 27 янв | Театр наций, драма c 26 по 27 янв

Спектакль-шоу, в котором всех шекспировских героев играет Евгений Миронов.

Вс, 22 янв | Московский театр п/р О.Табакова (Табакерка), драма Вс, 22 янв

Комедия Мольера в адаптации Дмитрия Быкова.

Пн, 23 янв | Театр им. Евг. Вахтангова, драма Пн, 23 янв

Онегин-Маковецкий в фантастически красивом спектакле Римаса Туминаса.

Вс, 19 мар | Сатирикон, драма Вс, 19 мар

Константин Райкин играет обездоленного короля.

Вт, 24 янв | Центр им. Вс. Мейерхольда, драма Вт, 24 янв

Злободневный спектакль Виктора Рыжакова про войну и смерть.

Чт, 26 янв | Театр им. А.С. Пушкина, драма Чт, 26 янв

Взрывной спектакль-кабаре о том, как непросто делать выбор между социальным долгом и обывательским счастьем.

c 25 по 26 янв | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 25 по 26 янв

Ирония Вуди Аллена, умноженная на сарказм Константина Богомолова.

Премьера

c 20 по 21 янв | Мастерская Петра Фоменко, драма c 20 по 21 янв

Про любовь в эпоху наполеоновских войн.

Театр наций, драма

Оглушительная мелодрама с Евгением Мироновым в роли уставшего от жизни менеджера среднего звена.

Самые ожидаемые постановки, которые не стоит пропускать.