ПОИСК
Наталья Витвицкая
5 марта 2012

«Циники»: послереволюционный авангард в театре

В Театре им. Моссовета играют в любовь по рецепту Анатолия Мариенгофа.

Пронзительный роман Анатолия Мариенгофа, гениального изгоя русской литературы, воскресили на сцене Театра им. Моссовета. Режиссером стал Сергей Аронин, ученик Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова.

Премьера «Циников» — явление уникальное, поскольку и блестящий роман, и его автор Анатолий Мариенгоф, имажинист и близкий друг Есенина, известны только узкому кругу специалистов по русской литературе начала XX века. Между тем, «Циники» — роман знаковый. Безусловен его новаторский, провокативный стиль, убедительны самоцельные образы. Это одно из первых произведений, написанное как полноценный киносценарий — разрозненные фрагменты действия скрепляются по принципу монтажа (прямая речь чередуется с документальными цифрами, дневниковыми записями, диалогами и воспоминаниями). Наконец, это прекрасный роман о любви: о чувствах сегодня нельзя писать иначе, чем писал Мариенгоф — без наглой сентиментальщины и пошлостей.

Тот факт, что Аронин выбрал в качестве дебюта именно «Циников», делают ему честь как режиссеру не только начитанному, но и небанально мыслящему. Конечно, собственную манеру он пока ищет, но в спектакле уже чувствуется не зашоренность внутреннего зрения, ясность мысли. Аронину удалось главное — передать сумятицу революционной истории и зыбкость человеческих отношений. И это несмотря на то, что блестящий язык Мариенгофа донести до театрального зрителя априори невозможно.

Писатель приоткрыл завесу тайны над мирами двоих людей, одновременно встретивших любовь и революцию. Режиссер и автор бережной адаптации превратил эту тайну во внятный рассказ. Столкнувшись с действительностью, герои из юных мечтателей превратились в циников. Но если восторженный романтик Владимир (блестящая работа Алексея Трофимова) ощутил необходимость приспосабливаться к новым советским условиям как драму, то его возлюбленная — то ли эксцентричная мазохистка, то ли безумная нимфоманка Ольга (Евгения Крюкова) — как сальный анекдот, в финале которого она стреляется от скуки. За подбор актеров Аронину хочется сказать отдельное спасибо.

Фактура Евгении Крюковой привносит в спектакль чувственную ноту, и безволие мужчин-героев остановятся еще убедительнее. Одного из них, отравленного страстью к супруге брата, коммуниста Сергея выразительно играет Дмитрий Щербина. Другого — алчного нэпмана Докучаева — Сергей Виноградов. Образ рассказчика и друга семьи — отдельная удача и спектакля, и лично актера Евгения Ратькова (а также его гримера). Радует не только портретная схожесть Ратькова с Мариенгофом, но и мастерски сыгранное нарочитое пренебрежение к современникам, манеры, голос... Кажется, живой денди Серебряного века сошел с портрета.

Хороши в спектакль аутентичные костюмы: пенсне, бархатные пиджаки, жилетные цепочки, струящийся шелк. Изысканный стиль «Циников» портит, пожалуй, только сценография. Не слишком удачным кажется постоянное мельтешение картонных стен с выбитым на них силуэтом Кремля. Вопросы также вызывают вставные музыкальные номера. Задача их понятна — показать, что, пока советские «шариковы» отплясывают камаринскую, рушатся судьбы русской интеллигенции. Но сам способ по меньшей мере несовременен и невыразителен.
Однако в целом «Циники» — достойная работа, обнажающая большой потенциал и режиссера, и признанных мэтров сцены, и молодых актеров. Смотреть надо обязательно.

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

c 29 по 30 мар | Большой театр, балет c 29 по 30 мар

Одноактные балеты Джорджа Баланчина. Все звезды Большого на одной сцене.

Золотая маска

c 29 по 31 мар | Электротеатр Станиславский, драма c 29 по 31 мар

Премьера

Сб, 1 апр | Студия театрального искусства, драма Сб, 1 апр

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

Золотая маска

Вс, 26 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма Вс, 26 мар

Жутковатая сказка Карло Гоцци о двух братьях, равно обреченных на гибель.

Золотая маска

Сб, 1 апр | Геликон-Опера, опера Сб, 1 апр

Единственная в своем роде опера-альбом о жизни «святого доктора».

Золотая маска

Пт, 31 мар | драма Пт, 31 мар

Променад-спектакль по произведению Бертольта Брехта.

c 2 по 3 апр | Театр наций, драма c 2 по 3 апр

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

Золотая маска

до 24 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма до 24 мар

Чеховские «Три сестры» в суперрадикальной версии Андрия Жолдака. Время действия - 4015 год.

Золотая маска

c 27 по 28 мар | Театр драмы им. А.В. Луначарского (Кемерово), драма c 27 по 28 мар

Спектакль-результат этноэкспедиции в село Беково Кемеровской области, по следам исчезающего народа телеутов.

Золотая маска

c 30 по 31 мар | Воронежский камерный театр, драма c 30 по 31 мар

Печальный, тонкий Чехов в эстетике поздних советских лет.

Премьера

c 24 по 25 мар | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 24 по 25 мар

Евгений Гришковец поставил спектакль по собственной пьесе.

Премьера

c 28 по 29 мар | Театр наций, драма c 28 по 29 мар

Великолепная Юлия Пересильд в роли «луча света в темном царстве».