ПОИСК
Наталья Витвицкая
9 февраля 2012

«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова

Константин Богомолов поставил спектакль про скуку и зарождение нацизма.

Премьера на основной сцене МХТ им. Чехова — почти всегда гарантия экстраординарного зрелища. На этот раз в качестве материала была выбрана малоизвестная пьеса Владимира Набокова, а режиссером назначен скандальный Константин Богомолов. Однако и ценителям, и хулителям его только вышедшего «Лира» придется кусать локти — эпатажный режиссер сделал спектакль в лучших мхатовских традициях.

Сюжетно здесь —  несмешной семейный анекдотец. Муж-жена, любовь ушла, ребенок умер, вся жизнь — вялые измены, чеховские диалоги, скука, переходящая во враждебность... Это болото вздрагивает только тогда, когда в город возвращается из тюрьмы бывший возлюбленный жены, обещавший застрелить и ее, и ее супруга. Все действие эти двое (с семейством и друзьями) ждут, когда коварный мститель появится. Разумеется, никто так и не приходит. Богомолов сумел передать обаяние этой набоковской изысканной пародии не только на русскую классику, но заодно и на всю русскую интеллигенцию в эмиграции (в пьесе речь о русской семье, живущей в Германии). Пустые разговоры, глупые страхи,  никчемное будущее. Вся эта мещанская лжедрама кажется еще нелепее на фоне сгущающихся туч немецкой жизни 1930-х годов.

Богомолов  повсюду расставил символы нацистского времени. На большом видеоэкране зрителю демонстрируют хронику тех лет, а гости все как один ходят с выбеленными лицами призраков, на некоторых подобие нацистской формы... Все эти чужаки, перед тем, как пройти в дом, сначала молча прохаживаются по второму этажу, лишенному признаков мещанского уюта. Сознательным раздвоением сценического пространства Богомолов подчеркнул, как страшен разрыв между двумя реальностями — мирной мещанской и исторической. Герои концентрируются на себе и не видят страшной угрозы своего времени.

Несчастливую жену, променявшую страсть на комфорт, играет Марина Зудина, трусливого супруга — Сергей Чонишвили, ее горе-любовника — Игорь Верник, а Александр Семчев— уморительную маменьку-писательницу Антонину Павловну (привет Чехову!). Мужчина в женской роли — прямое свидетельство того, что весь спектакль балансирует на грани фарса, прямой издевки. Однако, при всей своей гротескности, набоковские герои остаются живыми людьми, «слепыми» ко времени и его переменам.

Богомолов ничего в пьесе не кроил и не переиначивал. При этом литературный гений Набокова стал как будто осязаемее, все подтексты прозрачнее, а загадки-метафоры проще. Для театралов, знакомых с обычными радикальными методами богомоловской режиссуры, вот это точно — событие.

Отзывы

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие спектакли в Москве

c 29 по 30 мар | Большой театр, балет c 29 по 30 мар

Одноактные балеты Джорджа Баланчина. Все звезды Большого на одной сцене.

Золотая маска

c 29 по 31 мар | Электротеатр Станиславский, драма c 29 по 31 мар

Премьера

Сб, 1 апр | Студия театрального искусства, драма Сб, 1 апр

Остроумный и глубокий спектакль по великому роману Михаила Булгакова.

Золотая маска

Вс, 26 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма Вс, 26 мар

Жутковатая сказка Карло Гоцци о двух братьях, равно обреченных на гибель.

Золотая маска

Сб, 1 апр | Геликон-Опера, опера Сб, 1 апр

Единственная в своем роде опера-альбом о жизни «святого доктора».

Золотая маска

Пт, 31 мар | драма Пт, 31 мар

Променад-спектакль по произведению Бертольта Брехта.

c 2 по 3 апр | Театр наций, драма c 2 по 3 апр

Миронов, Хаматова, Боярская в очень современной версии чеховской пьесы.

Золотая маска

до 24 мар | Александринский театр (Санкт-Петербург), драма до 24 мар

Чеховские «Три сестры» в суперрадикальной версии Андрия Жолдака. Время действия - 4015 год.

Золотая маска

c 27 по 28 мар | Театр драмы им. А.В. Луначарского (Кемерово), драма c 27 по 28 мар

Спектакль-результат этноэкспедиции в село Беково Кемеровской области, по следам исчезающего народа телеутов.

Золотая маска

c 30 по 31 мар | Воронежский камерный театр, драма c 30 по 31 мар

Печальный, тонкий Чехов в эстетике поздних советских лет.

Премьера

c 24 по 25 мар | МХТ им. А.П. Чехова, драма c 24 по 25 мар

Евгений Гришковец поставил спектакль по собственной пьесе.

Премьера

c 28 по 29 мар | Театр наций, драма c 28 по 29 мар

Великолепная Юлия Пересильд в роли «луча света в темном царстве».