Тем, кто скучает по собственному детству, стоит отправиться на спектакль Молодежного театра по рассказам Зощенко. А после — убедиться в том, что конфликт отцов и детей вечен.


«Лёля и Минька»

Любимтелям Михаила Зощенко не надо объяснять, чем ценны его рассказы для детей. При упоминании о них читавший обязательно улыбнется — и тут же вспомнит что-нибудь из собственного детства. Зощенко описывал свои ранние годы, совпавшие с началом ХХ века. Елки, званые семейные обеды, плавно переходившие в семейные скандалы (ну разве не скандал: дети продали старьевщику калоши гостей!)... Эти описания каким-то образом задевают каждого читателя. Почти сразу начинает казаться, что калоши ради порции мороженого продал ты сам, что это ты дрался с сестрой за шоколадку в блестящей обертке... Воплотить все это на сцене решилась ученица Камы Гинкаса Рузанна Мовсесян. На ее счету как минимум один отличный спектакль — «Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф. по Марку Твену», выпущенный в ТЮЗе под руководством Генриетты Яновской. В РАМТе Мовсесян достались очень тонкие артисты — Анна Ковалева (Лёля) и Дмитрий Кривощапов (Минька). Они появятся на Маленькой сцене, отдернут бархатный занавес — и окажутся в пыльной комнате, давно покинутой ее обитателями. Но стоит только снять чехол с рояля и сдуть пыль с выцветшей маминой фотографии, и то, что было давным-давно, станет куда реальнее, чем день сегодняшний. Откуда-то сверху раздастся строгий голос отца, но на помощь сразу придет бабушка. «А мама, посмотри, что делает мама?!» Молодая, рыжая и веселая мама как раз наряжает елку.

«Отцы и дети»

Продолжить семейную тему и даже поиронизировать над ней можно на спектакле «Отцы и дети». Только на этот раз брать с собой детей не обязательно.Константин Богомолов перенес действие хрестоматийного романа Тургенева на советские номенклатурные дачи. Туда и является нигилист Базаров (Евгений Миллер) — неформал в растянутом свитере. Режиссер утверждает, что никаких кардинальных изменений в России за последние сто лет не произошло. Разве что радио вместо «Боже, царя храни!» теперь играет в полночь гимн России. «В Марьино у нас без перемен, сынок», — объясняет приехавшему домой Аркадию (Андрей Фомин) его отец Николай Петрович (Виталий Егоров). Здесь отцы слушают старый приемник, смотрят старое кино и рассуждают о любви к народу, хотя по-настоящему никогда его и не видели. Не считать же за народ пышногрудую служанку Фенечку (отличная работа Яны Сексте), расхаживающую в сарафане и лаковых сапожках, явно взятых напрокат у солисток ансамбля Моисеева. Или опереточного вида мужичонку в гламурно-белоснежном тулупе. Хотя пьян он, как на беду, оказывается совсем не гламурно — в стельку. В общем, всем своим смешным, злым и отлично сыгранным спектаклем режиссер доказывает: век спустя Россия все та же дремучая сословная страна, где «верхи» понятия не имеют о проблемах «низов». Ну, разве что какой-нибудь Базаров подымет скандал, обеспокоившись судьбой очередной Фенечки — а вскоре, глядишь, заразится тифом и сам помрет. И все снова, как в спектакле Богомолова, вздохнут с облегчением.

«Признак оперы»


Что общего между оперой и бисквитным тортом? Где заканчивается жизнь и начинается театр? Почему герои опер частенько поют в сценах собственной смерти?.. Дети часто надоедают родителям подобными вопросами, на которые родители, чего греха таить, не всегда имеют ответ. Оперный жанр — а в новом спектакле «Практики» речь идет именно о нем — вообще штука сложная. Разобраться в нем с подачи автора идеи спектакля, создателя театра «Тень» Ильи Эпельбаума, решили драматурги Владимир Забалуев и Алексей Зензинов. Вместе с режиссером Алексеем Шашиловым они сделали свою постановку в форме презентации воображаемого оперного театра — самого большого театра в мире. «Каждая его часть — это своеобразный «музыкальный анекдот» по мотивам одной из опер, поставленный в особой технике: с помощью компьютерной

фото — Михаил Гутерман, Екатерина Цветкова