В Театре на Таганке — скандальная премьера, первый спектакль, поставленный без Любимова.



В осиротевшем Театре на Таганке идут премьерные показы спектакля Сергея Федотова по пьесе МакДонаха «Калека с Инишмана». С самим произведением театралы знакомы — Федотов, будучи руководителем театра «У Моста», привозил его на «Золотую маску». Пермская постановка произвела колоссальное впечатление, — произведения МакДонаха стали еще популярнее, а режиссер был признан самым продвинутым интерпретатором мрачной драматургии знаменитого ирландца

К сожалению, однозначного успеха за премьерой на Таганке признать трудно. Спектакль — точная копия пермского, но без того обаяния, который был присущ провинциальному варианту. Впрочем, отсутствие оного вполне объяснимо.

Легендарная Таганка без своего отца-основателя не может существовать в прежнем виде, что-то должно меняться. Однако сегодня значительная часть ее поклонников пребывают в растерянности — такой резкой смены амплуа от любимого театра не ожидал никто. МакДонах — драматург более чем современный. Он безжалостен к своим героям, а потому насилие, мат и мрак у него повсеместны. За этой формой кроется значительное содержание — во-первых, юмор, во-вторых, призыв к состраданию, любви, к переосмыслению жизни.

В истории калеки, попавшего в Голливуд, но вернувшегося в Ирландию, все это тоже есть. Как есть в ней человечность, искренность и душевная теплота. Только разглядеть и расслышать это все, глядя на сцену, которая привыкла к сценическим высказываниям другого рода, и составляет основную трудность.

Кроме того, сильную труппу качает в разные стороны, — актеры честно работают, вживаются в непривычные образы, говорят непривычный текст. И слишком усердствуют, желая продемонстрировать сомневающимся — закаленным Таганкой любая манера по плечу. Они больше похожи на чудаковатых фриков, чем на реальных персонажей. К примеру, калеку Билли играет Дмитрий Высоцкий. В вину ему вроде бы ставить нечего. Но бросается в глаза его навязчивая манера концентрироваться на физиологических особенностях своего персонажа. За страшным натурализмом почти не видна неординарная личность. За жестокими потасовками между ним и его земляками — правда его внутренней жизни. Убедительной на 100 % получается быть только у Марии Полицеймако, играющей мамашу. Актриса удивительно хороша в каждой циничной реплике и жутком жесте спившейся клоунессы. Ее мамаша — гротеск в чистом виде, который нелегко было «вынуть» из бытовой комедии.

В общем и целом, спектакль «Калека с Инишмана» может оказаться небезынтересным для тех, кто не знаком с репертуаром «У Моста», для остальных же, увы и ах, это не самая удачная калька, снятая с шедеврального оригинала.