Количество премьер на этой неделе — почти критическое. «Ваш Досуг» рассказывает читателям, как не пропустить все самое важное.

«Таланты и поклонники»

Для начала отправимся на спектакль, выпущенный Миндаугасом Карбаускисом в «Маяковке». Говоря сегодняшним языком, комедия Островского подверглась ребрендингу, но весьма тактичному. Текст оставили без купюр, зато сама пьеса стала поводом поразмышлять о том, как можно сохранить талант. Талантливую провинциальную актрису Сашу Негину (Ирина Пегова) хотят купить сразу несколько местных богачей (Игорь Костолевский и Михаил Филиппов). А еще у Саши есть образованный, но бедный жених (Даниил Спиваковский), который учит ее, что талант не продается. Богачи мстят, срывая бенефис, из театра ее гонят, за квартиру платить нечем. Что же делает Сашенька? Берет в охапку маменьку (Светлана Немоляева) и уезжает вместе с самым богатым и деликатным. У Островского каждая новая сцена содержит новую интригу, у Карбаускиса – каждый персонаж в свое время становится мотором действия: большой черный сценический круг, превращенный художником Сергеем Бархиным в подобие огромной грамофонной пластинки, приходит в движение. Словом, у каждого из «маяковцев» есть в спектакле соло. А самое сильное впечатление, судя по рассказам видевших, производит финал: вырвавшись на волю из родного захолустья, Негина принимается бегать, размахивая руками и почти крича от счастья. И тут сценический круг приходит в движение, открывая висящие сбоку старые театральные костюмы. Выходит, и воли никакой нет: сбежав из одного порочного круга, она тотчас попала в другой.


«Событие»

Константин Богомолов выпускает на Большой сцене МХТ набоковское «Событие». Пьесы Набокова ставят редко – они напоминают капустник, каждый участник которого при ближайшем рассмотрении оказывается шаржем не на одного, а на целую группу реальных персонажей. Добавим, «капустники» эти пронизаны не только иронией, но и ностальгией. Их автор, блестящий стилист и интеллектуал, всю жизнь тосковал по России, которую покинул в 1917-м, чтобы больше никогда не вернуться. Пьеса Набокова требует не только режиссерской смелости, но и доскональных знаний. У Богомолова они есть, поскольку до ГИТИСа он успел получить диплом филолога МГУ. А еще есть группа превосходных артистов во главе с Мариной Зудиной, которая сыграет роль чеховскотургеневской красавицы по имени Любовь. В роли ее трусоватого мужа выступит дебютирующий в МХТ актер «Ленкома» Сергей Чонишвили, ее подловатого любовника – Игорь Верник. А ее мать-писательницу по имени Антонина Павловна сыграет... Александр Семчев. Но, как обещают в театре, ни грубого шаржа, ни жирных красок в спектакле не будет.


«Лир»

А еще до «События» важно не пропустить богомоловского «Лира». Впрочем, если вы хотите заново услышать текст Шекспира, вам не сюда. Сюжет великого барда адаптирован к нашей новейшей истории. Действие начинается перед Второй мировой, когда старый Лир, заседающий в Кремле в окружении дочерей и их мужей – маршала Георгия Альбани и генерала Семена Корнуэлла, – обнаруживает, что болен раком. Причем обнаруживает буквально: выступая с трибуны, седовласый Лир (Роза Хайруллина) вдруг выуживает из-за пазухи вареного красного рачка... Словом, речь идет об остром, виртуозно придуманном фарсе, в котором все мужские роли отданы дамам и наоборот. Кстати, ради этого спектакля прошлой осенью в Питере высадился десант московских актрис – Яна Сексте, Дарья Мороз, Юлия Снигирь и другие. Режиссер настолько увлек их своим замыслом, что они с удовольствием переоделись в мужское галифе и переняли мужские повадки. Есть вероятность, что московских зрителей спектакль увлечет не меньше.