Миндаугас Карбаускис ставит комедию Островского о причудливых нравах Мельпомены: артисты «Маяковки» размышляют о перипетиях актерской жизни.

Не подумайте, что речь идет о документальном театре — пьеса Островского осталась в первозданном виде. В спектаклях Карбаускиса вообще никогда ничего не делается впрямую. Вот, скажем, несколько лет назад он поставил «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева. Столетней давноститекст пугающе точно проецировался на сегодняшний день: он требовал милосердия к узникам (пусть даже и террористам) куда больше, чем разные комиссии по помилованию.

В «Талантах и поклонниках» Островского речь идет о бедной провинциальной актрисе Сашеньке Негиной, единственный капитал которой — сценический дар. Есть у нее жених — Петр Мелузов, тоже бедный, зато хорошо образованный. В ожидании, что Бог пошлет ему доходное место, и они смогут пожениться, Мелузов дает Сашеньке уроки грамматики, а заодно учит нравственности. Впрочем, Негина знает себе цену и легко отличает комплимент возвышенного служителя Мельпомены от предложения пойти в содержанки. А предложений немало.

В провинциальной глуши талантом Негиной, да и ею самой хочет обладать всякий: и молодой чиновник Бакин, и пожилой барин Дулебов, и тоже немолодой, но о-очень богатый помещик Великатов. Разница лишь в том, как ведут себя ухажеры. Бакин, спасовав перед соперниками, принимается ухлестывать за более доступной артисткой Смельской. Нахрапистый Дулебов сходу предлагает Негиной себя и свои апартаменты, а получив отказ, срывает ей бенефис. Великатов же, согласно фамилии (они у Островского, как известно, говорящие), ведет себя деликатно. А теперь представьте, что Негину играет Ирина Пегова, ее бойкую, нелепую мамашу — Светлана Немоляева, ее подругу и соперницу по сцене — Анна Ардова, Мелузова — Даниил Спиваковский, Дулебова — Игорь Костолевский, а Великатова — Михаил Филиппов.

Ясно, что любой из перечисленных достоин отдельного бенефиса — и в какой-то степени все актеры его получат. Спектакль построен так, что каждый персонаж в свое время становится движком интриги, выводя действие на новый круг, причем оформление, придуманное Сергеем Бархиным, воплощает эту идею буквально. Как именно — уточнять не будем. Читавшие помнят, кого из своих ухажеров выберет Негина, а тем, кто не читал, скажем так: в спектакле Карбаускиса героиня выбирает не любовь, а служение собственному таланту. То есть вручает себя тому, с кем ее талант сможет раскрыться, а не захиреть в глуши. Впрочем, в правильности ее выбора сомневался и сам Островский — сомневается и Карбаускис, так что финал у его спектакля, скорее всего, будет открытый. Зато можно гарантировать тончайший уровень актерской игры и режиссерского разбора, изумительную музыку Гиедрюса Пускинигиса и такие же декорации Бархина. В общем, есть основания верить, что Карбаускис вдохнет новую жизнь не только в пьесу Островского, но и в сами стены Театра имени Маяковского.

на фото — Даниил Спиваковский (Мелузов) и Ирина Пегова (Негина)