На этой неделе Театр Пушкина обрадует своего зрителя первой премьерой сезона. Это будет режиссерский дебют Юлии Меньшовой — спектакль «Любовь.Письма». В главных ролях заняты Владимир Меньшов и Вера Алентова. «Ваш досуг» поговорил с худруком театра о том, какие сюрпризов ждать от знаменитого семейства.


Евгений, начался новый театральный сезон, для Вас как руководителя он уже второй по счету. Вам слово.

Планов у нас так много, что даже страшно о них говорить. Когда-то мои учителя мне говорили — «Женя, если удастся хотя бы 10% из задуманного, уже победил». Живу по этому принципу. Впереди знаковые для театра премьеры. Первая — режиссерский дебют Юлии Меньшовой «Любовь.Письма».

Эта постановка — Ваша идея или Юлии?
Юлии. Она хотела попробовать себя, как режиссер. Давно к этому шла. Поэтому, когда Юлия заговорила со мной об этом, я совсем не удивился. Последним толчком для нее послужила эта пьеса Гурнея. Она прочла и поняла, что знает, как ее ставить. И я ей доверяю.

Не боитесь, что этот спектакль будут сравнивать с постановкой Каменьковича, в которой играл Табаков и Яковлева?
Я никаких сравнений не боюсь. Какая разница где, когда и кто это уже играл. У нас будет совершенно другая история. Это ведь еще и эксперимент. Опытные легендарные артисты работают с молодой командой. Ведь здесь не только режиссер-дебютант, но и художник-сценограф, и художник по свету — молодые амбициозные люди... Такой союз — это всегда конфликт. Из него может вырасти интересная работа.

Как проходят репетиции?
Репетиции англоязычной пьесы проходят весьма по-итальянски. Иначе не может быть, когда работают вместе артисты и личности такого масштаба. Тут неизбежно возникает «зона высокого творческого напряжения». Но главное, что они проходят азартно. В плане темперамента и готовности экспериментировать наши корифеи опережают молодых.

Вера Алентова и Владимир Меньшов вносят свои коррективы?
— Не в этом дело. Меньшов и Алентова готовы пробовать. Они делают то, что никогда не делали. Готовят не пыльный спектакль к юбилею (зимой у Веры Алентовой — юбилей), а современную постановку. Ведь Юлия Меньшова ничего не оставила от предсказуемого повествовательно-элегичного тона этой пьесы. Она подает историю театрально, зрелищно. В спектакле — множество спецэффектов, трансформаций.

Вы сказали, что этот спектакль -эксперимент.
Да. И не единственный. Параллельно этой работе в филиале, ученик Кирилла Серебренникова Александр Сазонов делает спектакль «Анна» по пьесе Юрия Клавдиева. Эта постановка из разряда тех, про которые говорят «современнее не бывает». Очень рискованная и экспериментальная работа. На главную роль приглашена Юля Пересильд, она играет роль Анны.

С Юлией легко было договориться, ведь она сейчас так востребована?
С ней договориться очень легко, нелегко договориться с ее графиком. Юля вообще замечательная. Участвуя в громких и высокобюджетных проектах, она, тем не менее, с видимым удовольствием пошла на нашу некоммерческую историю.

Зимой в репертуаре театра должна появиться еще одна Ваша постановка.
В конце января я должен выпустить пьесу Эдуардо де Филиппо «Великая магия». Для меня очень важен этот спектакль. Когда я сделал «Много шума из ничего», многие, не спрашивая меня, стали говорить, что это программное заявление. То, каким образом поставлен спектакль и про что он поставлен — всё это — вроде бы будущий курс театра и мой лично. Но репертуар театра имени Пушкина не будет состоять из одних комедий. Этих людей я вынужден разочаровать. И «Великая магия» будет сильно отличаться и по содержанию, и форме.

Что Вас так привлекло в этой пьесе?
-Вы знаете, я решился ставить эту пьесу только потому, что перед этим «осуществил» Шекспира. Так сказать, осмелел. А «Великая магия», очень сложная пьеса и сильно отличается от всего, что я делал раньше, даже от «Призраков», хотя это тот же автор. И такого режиссера ПИСАРЕВА мало кто знает. Даже я сам !

Интригуете? Какого такого?
Задумчивого, печального. Потому что «Магия» это не веселая пьеса, несмотря на кажущуюся анекдотичность завязки — жена сбегает с любовником, муж рогоносец...Для меня эта история о силе веры. О том, что мир вокруг нас, да и мы сами это то, во что мы верим. Я очень надеюсь на актеров — исполнителей главных ролей Виктора Вержбицкого,Веру Воронкову, Викторию Исакову и ...еще одного актера, имя которого пока не назову, пусть это будет сюрприз для публики. Кстати, не последний в этом сезоне.

Что Вы имеете в виду?
Я наконец начну ставить новый музыкальный спектакль с Сергеем Лазаревым. Сергей уже не тот пацан, который играл премьеру «Одолжите тенора!». Сейчас он уже состоявшаяся личность. Кроме того, я уже чувствую, что после «Магии» мне обязательно нужно будет сделать что-то взрывное, карнавальное. Лазарев — один из немногих актеров существующих в этом жанре «как рыба в воде».
Вы часто ходите в театр для себя?
Нечасто, но, если хожу, то смотрю и мыслю уже как худрук. В прошедшем сезоне я был занят постановкой, погрузился в нее и ничего не видел, но в июне в течение двух недель посмотрел очень много всего и сразу. «Отморозков» Серебренникова, «Чайку» Бутусова , «Будденброков» Карбаускиса... И могу с уверенностью сказать, что увиденное меня порадовало. У меня нет никаких упаднических настроений, я вижу, как интересно работают режиссеры, актеры, как театры двигаются в различных направлениях, как зритель принимает или не принимает эксперименты. И это живая жизнь.

А какое Ваше направление?Вас часто обвиняют в склонности к развлекательному театру.
Я просто делаю то, что умею. И если я свои спектакли делаю яркими, зрелищными и кассовыми, это не значит, что они плохие. И не моя проблема, что некоторым критикам это не нравится.

Но ведь речь не о плохих, а о том, что они все — развлекательного плана.
Есть театр, после которого болит голова, а есть, после которого она проходит. Я не против головной боли, но как режиссер я умею делать другие спектакли. Судите меня по моим законам. Для меня важно, чтобы на сцене была жизнь. Спектакль «Много шума из ничего» высоко оценили Олег Табаков, Марк Захаров, мой учитель Деклан Доннелан. Я боялся его оценки больше всего, а он сказал «этот спектакль полон жизни». Для меня это высшая похвала.

Вы говорили, что поставили «Много шума...» для молодой аудитории, а «Великая магия» кому предназначена?
Для людей постарше. Я не про возраст. Зрителями должны быть люди, которые способны и готовы задавать вопросы. Другим и себе..
Эдуардо де Филиппо в этой пьесе поднимает вопросы, так сказать, из разряда вечных. О вере, о жизни. При этом спектакль будет зрелищным?
Разумеется. Не стоит ждать от меня трех стульев на сцене. Будет многофункциональная декорация, много народа, много музыки. В пьесе около 20 персонажей и каждый — это судьба. Роли там замечательные. Я рад, что смог задействовать столько хороших актеров сразу.

Это была Ваша задача?
В том числе и эта задача была, конечно, а как Вы хотите? Театр Пушкина — мой дом, я в нем вырос, хорошо знаю, какие замечательные мастера здесь работают. К сожалению, многие из них давно не играли, и я считаю своим долгом вернуть их на сцену.

Евгений, расскажите, что еще Вам удалось за первый год вашего «правления», а к чему еще идти и идти?
Современный театр завязан с технологиями, пиаром, деньгами. Многое от меня не зависит. Но то, что зависит, я стараюсь делать. Я буду продолжать добиваться ребрендинга театра. Технического переоборудования сцены, ремонта здания, и не косметического, а современного и серьезного. Поставить спектакль и позвать какого-нибудь популярного режиссера или актера, оказалось не так сложно. Сложнее победить рутину театра. Но я буду пытаться, пока я здесь.

Кажется, Вы все время в театре или в заботах о нем. Удается отдыхать от театра?
Сезон был сложный. И в качестве отдыха я согласился на предложения «Стейдж Энтертеймент» поставить мюзикл «Звуки музыки». Я как тот дурак, которого работа сама найдет. Ну и еще один нюанс — чтобы работать плодотворно, мне надо соскучиться по моему театру и понять, как всё в нем хорошо, тепло и профессионально.