На Новой сцене Большого театра идут показы главного танцевального шедевра Начо Дуато — спектакля на музыку Иоганна Баха с претенциозным названием «Многогранность. Формы Тишины и Пустоты».

Сцена из спектакля «Многогранность. Формы Тишины и Пустоты»

Двухчасовое действо, заслужившее в свое время балетный «Оскар» — премию «Бенуа де ла Данс», целиком и полностью посвящено гению Иоганна Себастьяна Баха. Дуато сочинил спектакль, воплотивший в себе не только судьбу великого композитора эпохи барокко, но и его отношения с музыкой, женщинами, судьбой.

В первой части спектакля — «Многогранности» — перед зрителем предстает оживший оркестр... Танцовщики Дуато складываются в виолончели, скрипки, клавесин и, наконец, орган. Руководит ими сам «Бах». Единственный танцовщик, одетый в камзол и напудренный парик, увлеченно дирижирует своей труппой (то есть оркестром). Хореографию его «инструментов» трудно описывать, — неповторимые позы, виртуозные поддержки, сотни связок-ассоциаций... Вся эта человеческая громада затем рассыпается и, сменив облачение (с костюмов-фресок на черные комбинезоны), очевидно превращается в ноты. «Бах» периодически появляется на сцене, пребывая в глубокой задумчивости, — он слушает и слышит собственную музыку. «Ноты» кружат вокруг него, мечутся по сцене, ходят строям и застывают у девственно белого нотного листа... Гигантское полотно свешивается с потолка на сцену, «Бах» встает поодаль и наблюдает. Следующим этапом спектакля значится фантастически красивый танец теней. Одни ноты-тени «разрастаются» и дразнят тех, что поменьше, другие — забавно подпрыгивают, изображая музыкальный штрих стаккато. Затем они устраивают танец-бой на смычках и разводят на сцене светские церемонии. Такое совмещение планов и наслаивание метафор превращают танцевальный спектакль в загадку, которую разгадываешь все два часа, пока он длится.

Сцена из спектакля «Многогранность. Формы Тишины и Пустоты»

В «Формах» Дуато «угощает» свою публику не только оркестровыми произведениями Баха, но и концертом для двух скрипок, сонатами, хоралами, фугами и прочими полонезами. Из почти полутора тысяч произведений великого немца он использовал для своего шоу-танца всего 22. Разумеется, танцуют «легкую форму» дуэты и трио. Подобно Баху, который был мастером полифонии, Дуато придумывает для них танец-гармонию. Вместо нот у него выступают тела танцоров. Эротические подтексты их поз и жестов, искусство использования ритмов и гармонических схем,  — все это завораживает. Но апофеозом гениальной бахенианы является дуэт, в котором «Бах» играет на любимой виолончели. В роли инструмента, само собой, девушка. Этот номер давно признан шедевром, он включен во все учебники и любим всеми хореографами планеты. Это безумный дуэт Автора и его Музыки, Композитора и Инструмента, Гения и Музы... Союз двух сущностей, показанный языком тела. Сакраментальный смысл их танца очевиден — нет ничего интимнее, чем чудо рождения музыки.

Сцена из спектакля «Многогранность. Формы Тишины и Пустоты»

Кстати, это не единственный любовный дуэт в спектакле Дуато. «Бах» здесь выясняет отношения не только с нотами, но и с женщинами. (Первая жена композитора умерла неожиданно, оставив четверых малолетних детей. Во второй раз он женился на женщине гораздо моложе себя. В этом браке родилось еще 13 отпрысков.) На сцене композитор то и дело мечется между главными любовями своей жизни — женами и Музыкой. Поразителен его танец с балериной в маске и черной сетке, накинутой на голое тело. Она, судя по всему, символизирует судьбу, поскольку уводит в мир иной первую любовь композитора. Потом пытается задушить «Баха» и останавливает непрерывно льющийся светопоток музыки (на сцене его символизирует колышущийся отрез шелка). Эта же балерина стоит над бездыханным телом гения и видит перед собой его последнее произведение. Танцует его, кстати, сам Дуато. 53-летний мэтр последние 12 лет выходит на сцену только в «Бахе». Объясняя это желанием «сказать спасибо гению лично». Бах, говорит он, позволил ему «залезть грязными руками  в свое творчество».

Показаны в спектакле и непростые отношения Баха с духовенством, его слепота,  смерть. Представителей католической церкви танцуют шестеро мужчин в черных сутанах, подбитых фиолетовой тафтой. Сначала они наступают на одного из себе подобного (Бах служил органистом, затем кантором церкви). Но когда он отчаянно сопротивляется, срывает с себя одежду и снова танцует свою музыку, они сдаются. Одинокий герой, между тем, еще минут пять мечется по сцене-жизни, как метался Бах в поисках истины. Но побеждает все-таки вера, а не ряса. Сегодня композитор признан явлением всехристианского масштаба, его слова цитируют все церкви мира: «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены».

Сцена из спектакля «Многогранность. Формы Тишины и Пустоты»

«Многогранность...», — это эталон стильного спектакля. Лаконичные костюмы и еще более лаконичные декорации несут в себе огромную смысловую нагрузку. Над сценой нависает железный нотный стан и черная громада то ли органа, то ли шкатулки. Когда в финале танцоры забираются на эту нотную линейку, публика восхищенно ахает. Эта визуализированная музыкальная конструкция смотрится как символ бессмертия гения, а звучащая финальная фуга слушается как гимн той самой многогранности и формам тишины и пустоты, которые и открыл миру Бах. А показал — Дуато.