Для тех, кто еще не знает: «Золотая Маска» показывает в столице отобранные экспертами лучшие российские спектакли сезона 2001/2002 годов во всех жанрах сценического искусства: драматическом театре, кукольном, опере, балете, современном танце. 35 разнообразных спектаклей из 12 крупных городов России. За три недели москвичи увидят все, чем может гордиться современная театральная Россия.

Драма

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (Казанский ТЮЗ)

Том Стоппард так удачно экранизировал собственную пьесу, а Иосиф Бродский так стильно перевел ее на русский, что теперь, кажется, «тема закрыта». Шутка ли сказать: одна из самых главных пьес современности была поставлена в Москве один раз. Дефицит впечатлений можно реализовать на казанском спектакле Георгия Цхвиравы - режиссера с добрым именем. В интеллектуальной драме история Гамлета показана глазами ее безмолвных и безропотных участников –слуг короля, «маленьких людей» Розенкранца и Гильденстерна. Казанский ТЮЗ – легендарный театр, он был первым театром России, получившим тогда еще молодую «Маску», после чего за день до новогодней ночи полностью выгорел вместе со всеми декорациями. Театр возобновил работу два года тому назад.

«Мамаша Кураж и ее дети» («СамАрт», Самара)

Всякий, кто хоть раз увидел Розу Хайруллину на сцене, не сможет утверждать наверняка, что величайшие актеры существуют только в столицах. Она – достопримечательность самарской культуры, а ее приезд в Москву только укрупняет значимость «Маски». В режиссуре Адольфа Шапиро маркитантка мамаша Кураж одета в клоунский костюм, а ее лицо выбелено мелом. Брехтовская пьеса о средневековой тридцатилетней войне стала безжалостным ядовитым фарсом, где сама жизнь смеется над теми, кто посмел использовать войну в корыстных целях.

«Старший сын» (Театр им. Ленсовета, Санкт-Петербург)

Работа Юрия Бутусова, автора московского «Макбетта» в «Сатириконе», заслужила одобрение экспертов за спектакль, сделанный с командой студентов Театральной академии. Это случай беспрецедентный даже для такого раскованного фестиваля, как «Золотая Маска». Современных ребят Бутусов поместил в сложный материал пьесы Вампилова, кому-то сегодня кажущийся чересчур советским, а кому-то – излишне морализированным. Бутусов же, напротив, считает «Старшего сына» «самой светлой пьесой (ни попыток самоубийства, ни сцен изнасилования, только один небольшой поджог)». «Все люди – братья» – кантату с таким названием пишет главный герой Сарафанов. У Бутусова все люди – по крайней мере ровесники. И одновременно дети. Студенты-однокурсники не надевают накладные бороды и усы и не применяют «стареющий» грим. А в качестве музыки используют магический шансон от «Хоронько-оркестра».

«Каштанка» (Екатеринбургский ТЮЗ)

Жалостливая чеховская история идет на драматической сцене всего час и решена в стиле печальной и светлой клоунады. Спектакль Вячеслава Кокорина, иркутского режиссера, дебютирующего в Екатеринбурге, – из тех счастливых опусов, что можно равным образом показывать взрослым и детям. Песик, гусь, котяра и свинюшка – звери в «человечьем» исполнении!

«Брат Чичиков» (Омский театр драмы)

Переписанные Ниной Садур гоголевские «Мертвые души» еще больше отдают дьявольщиной и «достоевщиной». Среди привычных гоголевских персонажей прорезываются Незнакомка, Наполеон, Кто-то и Черт знает кто. Режиссер Сергей Стеблюк, проработавший в десятках российских театров, утверждает, что он «такой же – брат Чичикова, путешественник на привале…»

«Дневник провинциала в Петербурге» (ТЮЗ им. Брянцева, Санкт-Петербург)

Спектакль Григория Козлова – монодрама Алексея Девотченко, самого востребованного актера современного Петербурга. Неврастеничный, конфликтный, вечно встревоженный и словно бы нахохлившийся, Девотченко в любом своем спектакле разыгрывает очень петербургскую тему «маленького человека». В гротесковой сатире Салтыкова-Щедрина актер выступит в роли провинциала, погибающего в веренице городских увеселений. Антураж спектакля – батарея пустых бутылок и бутылочек – аллегория пустой бестолковой жизни, в которой светский салон генетически равен «желтому дому».

«Эдип-царь» (Театр на Литейном, Санкт-Петербург)

Спектакль нужно смотреть в первую очередь из-за Ксении Раппопорт, которой уже давно пророчат место первой героини театрального Петербурга. В спектакле на троих она играет Иокасту – женщину, переспавшую со своим сыном и только потом узнавшую об этом преступлении. Античную трагедию молодой режиссер Андрей Прикотенко разбавляет современным стебом на античные же мотивы. Актеры становятся в мизансцены с греческих ваз и прикладывают к разным местам штучку, похожую на фаллос сатира, срисованный с тех же сосудов. Но когда в этой вроде бы невинной юношеской игре у Иокасты вдруг начинают проступать поистине трагические интонации, становится по-настоящему страшно.

Опера

«Поворот винта» (Экспериментальный музыкальный театр, Екатеринбург)

Екатеринбургский театр привозит в Москву совершенно не знакомую зрителям оперу Бенджамена Бриттена. Оперу поистине страшную, но вместе с тем и страшно увлекательную. Типично английский ужастик о призраках старого дома, погубивших аристократичных детей. Мистика в сочетании с британской чопорностью, постепенное нарастание ужаса с голливудскими эффектами и финал, достойный поэзии Гете: «в руках его мертвый младенец лежал…» Название «Поворот винта» отсылает зрителя к средневековой пытке, когда на голову жертве надевали обруч с винтом. С каждым поворотом винта обруч сжимался. Испытайте это на себе!

«Кармен» (Театр оперы и балета, Новосибирск)

Место действия новосибирского спектакля – традиционная Испания. А вот время другое: 30-е годы XX века, диктатура генерала Франко. Это только добавляет знойной любовной истории толику политического огня. Военный тиранический режим бодрит и горячит кровь солдата франкистской армии Хозе. Над сценой зависли гигантский бычий череп и массивные мясные окорока – это трофеи тореадора. «Кармен» – самый длинный спектакль фестиваля – длится немногим менее четырех часов.

Современный танец

«Ночной прыжок с парашютом» («Киплинг», Екатеринбург)

Балет сочинила Катя Вахтер, хореограф из Германии. Название понимайте как хотите: хоть буквально, хоть переносно. В любом случае танцовщики здесь «подражают» тренировкам парашютистов – темпы и позы меняются внезапно и непредсказуемо, словно на капризных воздушных потоках. В демонстративно плохо слаженных маршах и нарочито показушных взаимных «плюхах» нам показывают простые истины, основанные на сходстве парашютного спорта, современного танца и житейских ситуаций. Запутаться в лямках парашюта так же легко, как принять неправильное решение в жизни. «Ночной прыжок» – спектакль о границах свободы. Музыка – Моцарт и различные гимны.

«Листья тел» («П.О.В.С.Танцы», Москва)

Небольшой танцевальной группе, состоящей из учеников Геннадия Абрамова, присущи большие амбиции. И своеобразное чувство юмора. Правда, не на сцене (там все очень концептуально и серьезно), а в названиях себя и своих спектаклей. Если спектакль называется «Листья тел», то смысл предполагается ироническо-ботанический. В течение 20 минут можно наблюдать, как «движения рождаются в настоящем и умирают в прошлом, сменяя друг друга, как листья». И все это под советские песни Марка Бернеса, Леонида Утесова и Майи Кристалинской. Но былая задушевность уже не вызывает никаких эмоций. Она просто средство для движения.

«Роден» и «Свадебный кортеж» («Хореографические миниатюры», Санкт-Петербург)

Выдающийся ленинградский хореограф Леонид Якобсон создал «Хореографические миниатюры» на склоне лет, чтобы иметь полигон для своих нонконформистских экспериментов. В прошлом году Юрием Петуховым были восстановлены кое-какие балеты основателя. Можно увидеть, как до сих пор хороша и своеобразна якобсоновская эротика, как самобытна его пластическая свобода. Танцовщики, одетые в трико под цвет мрамора, воссоздают сущность роденовских работ – их статику, полную скрытого порыва. «Свадебный кортеж» – впечатления от полотен Марка Шагала. Под музыку Шостаковича разыгрывается драма еврейского местечка: богатые и бедные семьи не могут разрешить конфликт любви без денег и брака по расчету. Под полугрустные-полусмешные всхлипы скрипок по мотивам плясового фольклора незримо разливается в воздухе вековечная еврейская грусть.

«БлокАда» (Балет Евгения Панфилова, Пермь)

«БлокАда» – последний балет Евгения Панфилова, трагически погибшего через месяц после премьеры. Задним числом многие разглядели в спектакле предчувствие смерти, подсознательно одолевавшее хореографа. Действительно, от балета веет вселенским холодом. И двойной смысл «говорящего» названия не случаен. В постановке Панфилова можно найти много примет реального прошлого – накануне, во время и после Великой Отечественной войны. Да и музыка Седьмой симфонии Шостаковича, используемая им, в общественном сознании навеки привязана к теме фашистского нашествия. Но Панфилов не зацикливается на пессимизме. На сцене появляются не только страшные люди в серых шинелях и с заклеенными глазами или девушки в форме, злобно кричащие «Ахтунг, ахтунг!», но и персонажи, похожие на героев Чехова или фильма «Весна на Заречной улице». В финале по сцене призывно катятся оранжевые апельсины – значки жизни.

«Ожидание» (Театра танца Ольги Пона, Челябинск)

В этом спектакле есть валенки, которые то надевают, то снимают. Есть окно, в которое грустно глядят провинциальные девахи. И есть ощущение бескрайних российских просторов – три года скачи, ни до какой границы не доскачешь. Это очередной проект из цикла «И это все о нас». Противоположные эмоции вперемешку – тоска и надежда. Туманно-бесцельные столкновения мужчин и женщин. Героини балета раздеваются до пояса, видимо, символизируя тем самым предельное обнажение души. Хореографию этого спектакля вполне можно описать цитатой из русской народной песни: «По морозу босиком к милому ходила…»

Куклы

Закон жанра здесь таков: чем камернее обстановка, тем лучше. Идеал – спектакль на ладошке. Поэтому билеты на показы лучших кукольников страны имеет смысл выкупать с особой стремительностью.

Пензенская «Зимняя сказка» – спектакль вовсе не по одноименной пьесе Шекспира, но по мотивам русских сказок о зиме. Искусная сценография: матрас, похожий на снежный покров, и посконные горшки, звенящие, как колокольчики. 45 минут трогательной нежности, милого сострадания, умилительной чувствительности. Персонажи: Маняша, Дуняша, Купец, Козел и Николай-угодник.

Архангельский театр кукол и режиссер Дмитрий Лохов, привезшие «Хамлета, датского принца», с давних пор «ходят» в лидерах российского кукольного мастерства. Если Гамлета поменяли на Хамлета, Гертруду на Хертруду, а Горацио на Хорацио, это верный признак того, что вместо трагедии нам сыграют задорный фарс. Через древний смеховой жанр трагическая история датского принца становится понятна и самому беспечному ребенку.

Печальный гоголевский мир в кукольных масштабах решился показать петербургский кукловод Руслан Кудашов в спектакле «Невский проспект». Все красиво и хочется потрогать, как музейные экспонаты: питерская архитектура, уменьшенная в пропорциях, летящий ангелочек, разносчики, гувернантки, поэты и художники, сам Гоголь, отдельно праздношатающиеся носы и усики.

Новация

«Lexicon» (Театр «Особняк», Санкт-Петербург)

Спектакль создан в малюсеньком театрике на Петроградской стороне. Литературная основа – тексты модного сербского писателя Милорада Павича, в их числе и бестселлер «Хазарский словарь». Оригинальность «Lexicon» состоит в том, что в спектакле должен принимать участие зритель: Павич полагает, что «книгу создает не тот, кто ее пишет, а тот, кто ее читает». Таким образом, если культовые романы вами еще не прочитаны, лучше на эксперимент не решаться: сочтут за невежду!

Особенности фестиваля 2003 года

Когда 14 апреля в Мариинском театре состоится церемония вручения премий, в Москве фестиваль будет в самом разгаре. А это значит, что некоторые спектакли могут быть показаны в Москве уже в звании лауреата

За премии в жанре «оперетта/мюзикл» борются «Норд-Ост» и «Нотр-Дам де Пари». Борьба, судя по всему, будет жаркой

Эксперты жаловались на объективно плохую картину сезона в области современной хореографии. Поэтому балетная часть фестиваля не в пример предыдущим фестивалям скудна, но тем ценнее спектакли, которые все-таки пробились в лидеры

Драматическую часть афиши можно посвятить известному композитору и бывшему рок-гуру Екатеринбурга Александру Пантыкину. Он написал музыку сразу к трем хорошим спектаклям фестиваля: «Мамаша Кураж», «Розенкранц» и «Каштанка».

Опрос

1. Какое место на театральной карте Москвы занимает фестиваль «Золотая Маска»?

2. Какие фестивальные спектакли вам запомнились особенно?

3. Помогла ли вам лично в чем-либо «Золотая Маска»?

Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера»

1. На театральной карте Москвы «Маска» занимает ключевое место, как и Кремль на географической карте города. Это единственный фестиваль, дающий возможность каждый год определять срез театральной истории России.

2. На прошлом фестивале «Сказание о граде Китеже» Мариинского театра.

3. Благодаря «Золотой Маске» в прошлом году мы смогли показать нашу «Леди Макбетт» петербургской публике, а в нынешнем покажем «Лулу». А еще фестиваль помог мне разобраться в своем окружении: когда получаешь премию, видишь, кто к тебе относится искренне, а кто нет. Каждая полученная «Маска» – еще и олицетворение множества лиц, отреагировавших на нее.

Игорь Гордин, актер МТЮЗа

1. «Золотая Маска» возникла в период, когда русский театр находился в упадке, – во время кризиса 1993–94 годов. Фестиваль явился неким консолидирующим действом, позволяющим театральным людям взглянуть друг на друга, увидеть спектакли со всей России, понять, чем занимаются коллеги. Кроме того, «Золотая Маска» занимается проектом «Новая драма» – это тоже полезно и важно.

2. Мне как человеку питерскому всегда интересно наблюдать за тем, что происходит в родном городе. Особенно запомнились спектакли Юрия Бутусова «В ожидании Годо» и «Войцек», Григория Дитятковского «Отец» и «Потерянные в звездах». На «Золотой Маске» я открыл замечательных актеров Омской драмы, Светлану Замараеву из Екатеринбургского ТЮЗа.

3. Фестиваль дает мне возможность увидеть спектакли, о которых я много читаю и которые жду. Наш театр восемь раз вы-двигался на «Золотую Маску», в этом смысле его можно назвать рекордсменом. К сожалению, пока нам награды не дали. Надеюсь, что когда-нибудь это все же произойдет.