Модный режиссер Константин Богомолов скрестил повесть Довлатова «Заповедник» и «Алису в стране чудес». Получился спектакль про то, что страна у нас — со странностями. 

Wonderland80,Борис такой-то — Дмитрий Куличков, Член СС (писателей) Потоцкий и что-то еще — Алексей Комашко

Как все мы помним, в «Заповеднике» Сергей Довлатов описал злоключения своего двойника — ленинградского литератора-интеллигента Бориса, который проживает в СССР и годами пишет в стол. Но однажды, дойдя до ручки, решает податься на заработки в Пушкинский музей-заповедник в Михайловском. Там, как выясняется, все проникнуто не только духом Пушкина, но и густым духом «совка»  — «страны чудес без тормозов», как называли ее недавно.

В этой стране пьют все — от 8 до 80. Сосед готов раскулачить соседа за то, что тот не дает рубль на водку. Здесь принято жить в кривых избах и ненавидеть капитализм. Именно в эту страну Богомолов и подселяет персонажей «Алисы». Причем никакой дисгармонии от этого в спектакле не случается.

Пьянка писателей в ресторане «Лукоморье» плавно переходит в безу­мное чаепитие Шляпника и Мартовского Зайца. В похмельном сне Борис (Дмитрий Куличков) видит Белую Королеву (Роза Хайруллина), которая учит его «жить наоборот» — тогда узнаешь все про будущее. Помнится, в «Алисе» королевского гонца сажают в тюрьму еще до того, как он совершил преступление. Как считает Богомолов, этот абсурдный мир удивительно близок советской реальности. Художник Лариса Ломакина соорудила на маленькой сцене «Табакерки» деревянный павильон. По мере надобности он превращается то в избу, которую снимает герой, то в интерьеры дома в Михайловском. И даже в песчаный пляж, на котором за Борисом присматривает очередной сотрудник КГБ, в порыве нежности целующий в животик какого-то малыша — точь-в-точь как нынешний премьер-министр. Безжалостно и смешно режиссер расправляется не только с советским прошлым, но и с настоящим, которое на поверку оказывается еще более безумной эпохой.

Собрав на одной сцене самую яркую молодежь «Табакерки» — Яну Сексте, Дмитрия Куличкова, Алексея Усольцева, Анну Чиповскую, — и блистательную Розу Хайруллину, Богомолов, на первый взгляд, ставит историю периода брежневского застоя. Но когда Дмитрий Куличков, выступающий тут в новом для себя амплуа неустроенного интеллигента, повествует о душевных метаниях советского гражданина, мы понимаем: речь-то идет о нас. Собственно, спектакль про то, что в условиях тотальной несвободы родина человека — его семья. Пока герой в сотый раз рассказывает экскурсантам о Пушкине и Дантесе, его отчаявшаяся жена уезжает с ребенком в эмиграцию — и жизнь теряет смысл. Вот тут на сцене и появляется то ли смерть, то ли Белая Королева. А вокруг полыхает июль 1980 года, туристы выспрашивают интимные подробности жизни Пушкина, девушки азартно устраивают личную жизнь. И изо всех окон несется «До свидания, наш ласковый Миша!».