Герои романа Ивана Гончарова «Обрыв» впервые выйдут на сцену Художественного театра, чтобы напомнить суетливым жителям мегаполиса о вечных ценностях.

Райский — Анатолий Белый

Адольф Шапиро считает, что театр должен быть перпендикулярен жизни за окном. «Это моя форма протеста – быть несовременным и вместо «респект и уважуха» говорить «мое почтение», – заявляет режиссер. Он не стремится отражать сегодняшние реалии и «Обрыв» ставит именно из-за его вопиющей старомодности. Казалось бы, кому сегодня интересна судьба слабохарактерного дворянина, который многого хотел, да не умел ни за что взяться? Или история «падения» честной девушки? Но, по мнению Шапиро, роман Гончарова, устаревший в частностях, актуален в главном – в ощущении катастрофы, на пороге которой стоит наше общество.

«Я хочу поставить «Обрыв» как русскую трагедию, – объясняет режиссер. Мы живем суетной жизнью, нам некогда остановиться и подумать, что с нами происходит. А старый роман поможет взглянуть на существо нашей жизни со стороны». Неслучайно Шапиро постарался убрать из постановки все приметы помещичьей усадебной жизни и не заземлять спектакль бытовыми подробностями. На сцене – помост из чистых светлых досок, уходящий ступенями наверх. Выглядит строго и красиво.

Вообще-то на основе «Обрыва» можно было написать десяток разных пьес, столько там персонажей и сюжетных линий. Борис Райский, молодой дворянин, склонный к изящным искусствам, приезжает из Петербурга в родовое имение Малиновку, где живет его бабушка, женщина самых честных правил, с двумя воспитанницами, Верой и Марфинькой. Столичный ловелас всячески пытается пробудить в юных провинциалках чувство, но обе девушки предпочитают романтически настроенному кузену других мужчин. Вокруг кипят страсти, разгораются скандалы и сцены ревности.

Но, пожалуй, главный нерв романа – это конфликт «отцов и детей»: между вертопрахом Райским и его практичной, строгой бабушкой Татьяной Марковной. Интересно, что в спектакле эти роли сыграют артисты, знаковые для своих поколений, – блестящая актриса советской школы, муза Анатолия Эфроса Ольга Яковлева и Анатолий Белый, начинавший свою карьеру с новой драмы и пьес скандального британского драматурга Марка Равенхилла. Даже ради этого многообещающего дуэта спектакль стоит посмотреть.