Модные и радикальные европейские спектакли впечатлят бывалых театралов, у всех остальных могут вызвать шок. Тем не менее рекомендуем.

«Праздники будущего»

Forced Entertainment на сцене Театра наций
чт 17 — пт 18 ноября

Очаровательный сторителлинг от британских художников-экспериментаторов, не имеющих собственной площадки, но при этом известных на весь мир благодаря своим мобильным разговорным спектаклям. «В будущем не будет никаких народов и стран...» — в минималистичных декорациях (сцену оживляет разве что гирлянда из разноцветных лампочек)  два актера, мужчина и женщина, час с лишним стоя лицом к зрителю ипочти не глядя друг на друга, фантазируют на тему будущего всего человечества. Обещаны и идеальные утопические проекты, и мрачные видения, и сценарии в жанре научной фантастики, и политические кошмары, и абсурдные фантазии. Разумеется, всё весело, стильно и с фирменным британским юмором.

«Тибетская книга мертвых»

«Театр.doc» на территории депо Курского вокзала
сб 19 ноября

Действие загадочного спектакля от актера, режиссера и хип-хоп-исполнителя Васи Березина происходит в заброшенном депо Курского вокзала, построенном в 1916 году и покрытым сегодня толстым слоем граффити. Помимо зрителей актеров, которые зачитывают текст «Тибетской книги мертвых», сидя на остове старой лестницы, в депо могут появиться бездомные (что именно они будут делать, не знают даже артисты). И знаете, плохо, если они не появятся: час смотреть на неподвижных декламаторов архисложного буддийского текста — сомнительное удовольствие, а больше в спектакле ничего не происходит. Зато какой отчаянный эксперимент!

10 10 10

Группа Anonymous в Новом пространстве Театра наций
вс 20 
– пн 28 ноября

Десять видеоисторий, созданных под влиянием произведений великих писателей (от Набокова и Достоевского до Миллера и Берроуза). Авторы — культовая группа Anonymous, эти выпускники берлинской школы «Баухаус» делают крутейшие спектакли-перформансы по всему миру. На этот раз местом действия они выбрали пространство номера безымянного отеля. Актеры сидят в «одиночке», спят, едят, читают, занимаются любовью и думают о том, как жить дальше. По их словам, именно в отелях обнуляется любая жизнь и люди принимают самые важные решения. 

«Разговоры беженцев»

Летний фестиваль искусств «Точка доступа» (Санкт-Петербург) на территории Ленинградского вокзала
вс 20 – вт 22 ноября

Отличный променад-спектакль (то есть спектакль-бродилка) по социально-критической пьесе Бертольта Брехта. Место действия — Центральный вокзал Хельсинки. Вооружившись аппаратурой для слежки, зритель получает возможность услышать приватный разговор двух немецких беженцев времен Второй мировой. Стратегию слежки каждый вправе определить сам: можно перемещаться вслед за артистами или же раствориться в толпе. Сергей Волков (получивший недавно «Золотую маску» за главную роль в спектакле Бутусова «Кабаре Брехта») и Максим Фомин (актер-одиночка в питерском хите про IT-бизнес «Топливо») про войну и боль играют страстно и с видимым душевным надрывом.

«Золотой осел: разомкнутое пространство работы»

Электротеатр «Станиславский»
ср 23
— вс 27 ноября

Открытые репетиции очередного утопического проекта режиссера-кудесника Бориса Юхананова, который уже год работает над ироничным и эксцентричным текстом Апулея о похождениях беспутного римского юноши Луция, увлеченного женщинами и колдовством. Учитывая безграничную любовь режиссера к сумасшедшим декорациям и костюмам (а они на публичных репетициях будут точно), смотреть на сцену в любом случае будет небезынтересно.

«Vangelo»

Копродукция Компании Пиппо Дельбоно, Театрального фонда Эмилия-Романья и Хорватского национального театра на сцене Театра наций
пт 25, сб 26 ноября

 «Темная лошадка» фестивальной программы в постановке радикального режиссера Пипо Дельбоно, которого часто называют «самым противоречивым гением современной итальянской сцены». В провокативном спектале, доказывающем, что Бога нет, нет ни четко обозначенных персонажей, ни сюжетов, ни даже мизансцен. Зато есть горячечный монолог самого режиссера — высокого, грузного, лысоватого человека с длинными руками. И его артистов: аутичного Бобо, которого Пипо вызволил из психлечебницы, трансвестита с синдромом Дауна Джанлуки. Речь пойдет о войне, беженцах и… вечной любви.  Маленький спойлер: один из героев — современный Иисус с целой коллекцией тяжелого оружия.

«Карина и Дрон»

Творческая лаборатория «Угол» (Казань) в Новом пространстве Театра наций
вт 29 ноября

Еще один странный спектакль питерского авангардиста Дмитрия Волкострелова, предпочитающего театр с минимумом текстов или текстами, лишенными смысла. В «Карине и Дроне» зритель слышит случайный подростковый разговор ни о чем. Вчерашние казанские школьники (в спектакле не участвуют профессиональные артисты) перекидываются обрывками фраз. Но и это скупое общение, похожее на чат в соцсетях, тонет в городском гуле. Режиссер в интервью уверяет, что его спектакль про эмоциональную отчужденность.

«Дыхание»

Театр наций
вс 4
— пн 5 декабря

Пьеса Дункана Макмиллана — рассуждения мужчины и женщины о том, что лежит в основе их желания иметь ребенка, имеют ли они на него право в мире, который катится в тартарары. Макмиллан настаивает на том, чтобы декорации в спектаклях по его пьесам были сведены к минимуму, но здесь в режиссерах значится Марат Гацалов — в недавнем прошлом худрук Новой Александринки, экспериментатор, радикал, постановщик зрелищной пелевинской «Теллурии». Его конек — эксперименты с формой и визуальные чудеса. Интрига сезона — как он обойдется с графоманским текстом.

«Gala»

Копродукция Компании Жерома Беля, фестиваля NET, Театра наций и Французского института в Москве на сцене Театра наций
пн 5 декабря

Дико увлекательный и радикальный спектакль Жерома Беля, культового танцовщика и лидера движения «не-танец». Это он первым предложил стать танцовщиками людям с особенностями развития (спектакль «Disabled Theater»), а следом — зрителям (спектакль Cour d’honneur). В «Gala» на сцену выходят и те, и другие. А еще дети, пенсионеры и трансгендеры. В итоге перед нами коллективное любительское шоу, главная идея которого не хороший танец, а чистое удовольствие.

«Climax»

Компания Ясмин Годдер в Новом пространстве Театра наций
пн 5 — вт 6 декабря

Звезда израильского современного танца Ясмин Годдер поставила, по ее собственному признанию, политический спектакль. Тема — страх смерти, с которым жители Израиля сталкиваются каждый день. Понять это, правда, без подсказок программки невозможно: вставшие в круг артисты играют в некую игру, передавая друг другу непонятные сигналы с помощью движения, пантомимы, крика, пения и тишины.

«Вернувшиеся»

Проект компании YBW (Москва, Россия) в особняке по адресу Дашков пер., 5
вс 27 ноября

Американские режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти привезли в Россию трехчасовое мистическое шоу, поставленное по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения». Все будет происходить на расстоянии вытянутой руки от зрителя  в старинном особняке в центре Москвы. Лицам младше 18 лет вход строго воспрещен. Судя по трейлеру, зрители увидят много сцен сексуального характера и откровенную обнаженку.