Очень скоро на эти спектакли практически невозможно будет попасть — все они номинированы на главную театральную премию страны. Если планировали увидеть что-то из списка в этом сезоне, не откладывайте покупку билетов.

«Обыкновенная история»

«Гоголь-центр»
Билеты: 500–5000 р.
Расписание

Кирилл Серебренников удачно вписал действие гончаровского романа воспитания в мрачные реалии сегодняшней столицы. Наивный Саша Адуев превратился у него в малообразованного провинциала, его всезнающий дядюшка — в беспринципного олигарха (за роль Адуева-старшего Алексей Агранович претендует на отдельную «Золотую маску»). Интеллигентный Петербург стал злачной Москвой, язык молодых восторженных дворян — современным сленгом. На пустой, погруженной во мрак сцене катают туда-сюда гигантские светящиеся нули. По бокам горят красным огнем две буквы М — символ метро. Все поклонники «новой классики» — вам сюда!

«Сон в летнюю ночь»

«Мастерская Петра Фоменко»
Билеты: 100–5000 р.
Расписание

Шекспировская сказка для взрослых ожила благодаря Ивану Поповски и золотому составу «фоменок». В тени фантазийных драпировок засыпает волшебным сном эльфийка Титания, и репетирует свою жалостливую пьесу про Пирама и Фисбу группа афинских ремесленников. Здесь же нелепо ссорятся две пары влюбленных — Гермия и Елена (актриса Ирина Горбачева номинирована за эту роль на «Золотую маску»), Лисандр и Деметрий. В порывах юной страсти они взлетают над сценой на канатах-лонжах. Чуть в отдалении парит небольшой оркестр — музыканты в двухэтажных светящихся кринолинах. Словом, спектакль — настоящий праздник для всех, кто ждет от «Мастерской» прежних чудес.

«Сказки Пушкина»

Театр Наций
Билеты: 200–9000 р.
Расписание

Спектакль Роберта Уилсона не имеет отношения к классике, он похож на альбом с ожившими иллюстрациями-гиперссылками. Декораций практически нет, только меняющий цвета задник. На его фоне — герои в ошеломляющих нарядах, созданных под влиянием Билибина и Врубеля, советского агитпропа и авангарда. На сцене все время живой оркестр. Образ Рассказчика (его играет Евгений Миронов, претендент на «Маску» в номинации «Лучшая мужская роль») «скроен» из двух противоположностей: Пушкина, будто сошедшего с портрета из школьного учебника, и Безумного Шляпника из бёртоновского фильма про «Алису в Стране чудес». Сказки он рассказывает, регулярно прикладываясь к бутылке. Сидит на «дубе том» (у Уилсона это скорее светящийся аскетичный «эскиз» чудо-дерева), легкомысленно покачивая ножкой. Непонятно? Возможно. Но красиво так, что дух захватывает.

«Бег»

Театр им. Евг. Вахтангова
Билеты: 250–4000 р.
Расписание

 

Самый авангардный режиссер двух столиц Юрий Бутусов поставил булгаковский «Бег» в своей обычной манере — вывернув текст классика наизнанку, соединив грубый фарс и тончайшую лирику, снабдив действие непредсказуемыми аттракционами и брутальным саундтреком (хиты Майкла Джексона, Pink Floyd, групп «АукцЫон», «Океан Ельзи» и др.). Реальность соседствует с видениями, герои — с призраками. Мнения зрителей о получившемся действе разделились. Фанаты Юрия Бутусова кричат: «Гениально!» Адепты классического прочтения негодуют: «Муть!» Помимо весьма вероятной «Маски» за лучший спектакль, премию в номинации «Лучшая мужская роль» могут получить: Виктор Добронравов (Хлудов), Сергей Епишев (Голубков), Артур Иванов (Чарнота).

«Нюрнберг»

РАМТ
Билеты: 500–2500 р.
Расписание

 

«Нюрнберг» Алексея Бородина — попытка отразить историю и громко поставить перед зрителем «неудобные» вопросы. Действие суда над нацистскими преступниками, создателями лагерей смерти, худрук РАМТа перенес в немецкое кабаре. Пока все вокруг едят и пляшут, герои пытаются разобраться, кто виноват в кровожадном убийстве миллионов. Фактически перед нами спектакль о том, что такое конформизм, в чем его опасность, где проходит та черта, перейдя которую, люди в одно прекрасное утро просыпаются в стране победившего фашизма. Политический театр сейчас на подъеме, и, если вы его поклонник, — смело берите билет.

«Юбилей ювелира»

МХТ им. А.П. Чехова
Билеты: 400–3500 р.
Расписание

Спектакль, поставленный специально к 80-летию Олега Табакова (худрук МХТ претендует на «Маску» за лучшую мужскую роль). Никакого фальшивого оптимизма и игры на публику. Прозрачная концепция, скупые декорации и народный любимец в образе, которого меньше всего можно было ожидать от праздничного спектакля «по случаю». Табаков играет доживающего свои последние дни больного раком 90-летнего старика. Его герой — разорившийся ювелир, у которого одна мечта — дождаться, когда к нему пожалует Елизавета II (королева обещала ему этот визит, когда он еще работал при дворе). Спектакль — строгое философское высказывание о смерти, которую нужно уметь принимать достойно. Отдельное удовольствие грустного «Юбилея» — замечательная актриса Наталья Тенякова в образе английской королевы (номинация «Лучшая женская роль»).

«Самоубийца»

«Студия театрального искусства»
Билеты: 500–5000 р.
Расписание

Давно сатира на российскую действительность не выглядела так свежо и элегантно. В спектакле Сергея Женовача по некогда запрещенной пьесе Эрдмана безработный Подсекальников мечтает получить работу и есть ливерную колбасу, когда вздумается. Но, сгоряча заявив, что от несправедливости хочет стреляться, герой запустил механизм политической борьбы. И его со всех сторон принялись агитировать, за кого и за что надобно немедленно умереть. За интеллигенцию, за Кремль, за мясников, за чистую веру, даже за свободную любовь. Смех сквозь слезы — как раз про этот спектакль.

«Кто боится Вирджинии Вулф?»

МТЮЗ
Билеты: 1000–4000 р.
Расписание

Каму Гинкаса не зря называют самым мрачным режиссером столицы. Знаменитую пьесу Олби он превратил в душераздирающее зрелище о том, что такое семейный ад. Звезды МТЮЗа Ольга Демидова и Игорь Гордин (номинация «Лучшая мужская роль») убедительно сыграли пару со стажем и мучительную зависимость друг от друга (физическую в том числе). Намеренно упразднив пространство между сценой и залом (спектакль идет в фойе второго этажа театра), Кама Гинкас заставил зрителей буквально подслушивать и подглядывать за чужой жизнью. На расстоянии вытянутой руки — страстное отчаяние, некрасивые измены, терзающие страхи. Эти двое придумывают историю о несуществующем сыне, которого у них быть не могло, и бесстыдно, при гостях, смакуют подробности своей интимной жизни. Такой вот безжалостный спектакль о страстной любви-ненависти.

«О-й. Поздняя любовь»

«Школа драматического искусства»
Билеты: 600–1500 р.
Расписание

«Поздняя любовь» — не самая популярная пьеса Островского. Основная тема — столкновение мира любви с миром наживы. У Крымова (художника по первому образованию) такая привычная русская классика вывернута наизнанку. Не трогая авторский текст и точно следуя сюжету, режиссер круто меняет традиционную стилистику. Получился щедро сдобренный черным юмором театральный комикс о людях-мутантах, неспособных любить. У всех артистов спектакля очень сложный грим. Добавьте к этому, что почти всех женщин в пьесе играют молодые мужчины (исключение — роль Людмилы, за которую актриса Мария Смольникова, к слову, претендует на «Маску»), бесподобно танцующие хип-хоп.

«Человеческое использование человеческих существ»

Электротеатр «Станиславский»
Билеты: от 1000 р.
Расписание

Ромео Кастеллуччи — главный итальянский авангардист, обожающий шокировать публику своими спектаклями-перформансами. Основная тема его первого московского спектакля — приятие и неприятие смерти. Сюжет — воображаемый диалог Христа с воскресшим Лазарем. В течение спектакля этот диалог повторяется пять раз. Каждый раз — на новом уровне универсального искусственного языка Дженералиссимо. Все второстепенные персонажи в спектакле ходят в противогазах, периодически вращают гигантское колесо и переставляют муляжи лошадиных ног. Разрекламированный и присутствующий в спектакле запах аммиака Кастеллуччи объяснил тем, что человеческая плоть тленна, а Лазарь пролежал в гробу три дня. Любители радикальных экспериментов на сцене оценят.