Все главные мировые шедевры всего за два месяца.

«Летним балетным сезонам» в нынешнем году 15 лет. Все это время критики рассказывали, что это событие — типичный «фастфуд», питаться им вредно, а регулярно — так даже опасно. Но публика голосовала рублем, маркетинг «Сезонов», в отличие от академических театров, упрямо рвался в массы и получал результат. В итоге нынешний фестиваль снова продолжается целых два месяца, и зал не пустует. За прошедшие 15 лет на «Сезоны» пришло 450 тысяч (!) зрителей. Так что в этом году ждут полумиллионного.

Все это время в самом центре Москвы — на веками намоленной Театральной площади по соседству с Большим театром — ежедневно идут балеты. Названия — сплошь бестселлеры и сплошь на слуху: «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель» и «Дон Кихот». Вопрос «Кто танцует?» рядовая публика обычно не задает, но мы обязаны сообщить. В этом году среди коллективов-участников уже знакомые столичным зрителям Театр балета классической хореографии Элика Меликова (да, название именно такое) и Русский классический балет под руководством Оксаны Усачевой. А есть и новички из честного провинциального театра города Йошкар-Олы — Марийского театра оперы и балета во главе с художественным руководителем Константином Ивановым. Открывал и закроет фестиваль самый популярный русский балет – «Лебединое озеро». Еще «Сезоны» стремятся к бонтону: если первые годы спектакли шли под фонограмму, исключая особенные случаи, то сейчас все они идут в сопровождении оркестра, набираемого каждое лето с 2002 года специально для участия в проекте. Впрочем, слишком многого от оркестра ждать не стоит: в нем рядом с опытными музыкантами сидят за пюпитрами юные выпускники Консерватории им. Чайковского и Академии музыки им. Гнесиных. Кроме известного пристрастием к балетным партитурам Павла Овсянникова, рядовыми спектаклями дирижируют Ярослав Ткаленко и Григорий Архипов.

Очень скоро, 25 июля, на сцене будет главная приманка этого года. В «Жизели» заглавную партию исполнит Алис Катонэ, солистка Опера Гарнье, пусть и не самая известная, вместе с партнером в роли раскаявшегося графа Жерменом Луве. Может быть, вы увидите нечто интересное.

Все остальное — как и было принято до сих пор. Вместо канона классических балетов — свободное изложение по мотивам с желанием напомнить узловые моменты. Вместо виртуозных соло согласно тексту — выгодный для конкретных солистов набор па. Организаторы честно рассказывают: «Когда в 2001 году мы впервые предложили зрителям не уходить на каникулы и сходить на балет летом, мы рассчитывали в основном на иностранных туристов. Сейчас уже смело можно сказать, наш международный проект стал важной частью летней культурной жизни».