Революция, о которой так долго твердили большевики, свершилась. В том смысле, что YII Международный фестиваль имени Чехова, которого мы ждали всю зиму, начался.
 
Драматическая часть программы фестиваля открывается гастролями знаменитого тбилисского Театра имени Шота Руставели. Он покажет два спектакля: «Сладковато-печальный запах ванили» и «Невзгоды Дариспана», оба – в режиссуре великолепного Роберта Стуруа. Любители тонкого, изящного театра, в котором смех – всегда немножко сквозь слезы, получат большое удовольствие.
 
Вслед за постановками Роберта Стуруа стартуют спектакли Питера Брука, гуру мирового театра, на которого уже без малого полвека смотрят снизу вверх все крупнейшие режиссеры. Обе пьесы поставлены в парижском театре «Буфф дю Нор» – том самом невзрачном с виду здании, расположенном недалеко от Северного вокзала, которое Брук когда-то восстановил из руин и сделал центром театрального Парижа. Спектакль «Сизве Банзи умер» – история темнокожего обитателя южноафриканского гетто. А «Великий инквизитор» – сценическая версия отрывка из романа «Братья Карамазовы». И хотя в первом случае за основу взята сегодняшняя история, а во втором – русская классика, спектакли образуют своеобразный диптих – философское размышление о несправедливости мироустройства и возможности что-то в нем исправить.
 
В середине июня, почти одновременно с Бруком великий французский кукольник Филипп Жанти покажет свою новую постановку «Край земли». Оригинальности, юмора и великолепного художественного вкуса Жанти, как всегда, не занимать. (Подробнее о программе Чеховского фестиваля).
 
На этой неделе еще можно успеть на спектакль другого знаменитого кукольника – режиссер и сценарист, художник и скульптор, маг и чародей театра Резо Габриадзе показывает в рамках фестиваля «Черешневый лес» свой «Локомотив» – историю любви Эрмона и Рамоны, служивших… паровозами на Северокавказской железной дороге. Если учесть, что «Локомотив» – первая премьера маэстро за последние десять лет и вспомнить, как прекрасны были его «Песня о Волге» и «Осень нашей весны», то поводов для того, чтобы постараться попасть на Другую сцену «Современника», где играется эта пьеса – достаточно.
 
А на Малой Бронной идут два спектакля, доказавшие Москве, что все разговоры о застое в этом театре явно уходят в прошлое. «Горячее сердце» Романа Самгина и «Много шума из ничего» Константина Богомолова – постановки на любителя, оба режиссера обращаются с классикой (в первом случае – с Островским, во втором – с Шекспиром), как с современной пьесой, но выходит смешно, легко и совсем не бессмысленно. А в то, что на Малой Бронной плохая труппа, после всего увиденного и вовсе отказываешься верить.
 
Посмотреть классику, еще не затертую театральными интерпретациями, можно в Табакерке на спектакле Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о счастливой Москве», поставленном по малоизвестному роману Андрея Платонова. Любители платоновской прозы получат удовольствие от того, как вкусно произносит текст своей героини актриса Ирина Пегова. Все остальные получают шанс познакомиться с творчеством этого писателя и потом блистать эрудицией. Только представьте себе: лето, Чеховский фестиваль, вы в компании иностранцев (их в этом году на фестивале ожидается особенно много) упоминаете прозу Платонова, слывущего на Западе ярым антисоветчиком. Следует пауза, после чего иностранцы делают круглые глаза и с уважением произносят «Platonov?! O, yes!»