Число «криминальных» премьер по пьесам Мартина Макдонаха на этой неделе наконец-то уравновесится классикой: на подходе грибоедовское «Горе от ума» и «Рассказ о счастливой Москве» по Андрею Платонову.
 
В «Табакерке» играют «Рассказ о счастливой Москве» с Ириной Пеговой в роли красавицы-комсомолки Москвы Ивановны Честновой. Воплотить на сцене много лет пролежавший под запретом роман Андрея Платонова решился Миндаугас Карбаускис, ученик Петра Фоменко, не первый год служащий в «Табакерке» и избегающий легких путей в искусстве.
 
Вместе с «Рассказом о семи повешенных», предыдущей премьерой Карбаускиса по Леониду Андрееву, «Рассказ о счастливой Москве» составляет дилогию: в обоих спектаклях за основу взята еще никогда не звучавшая со сцены проза (в первом случае – начала ХХ века, во втором – 30-х годов), а актеры так и норовят «выскочить» из роли, заговорив о своем персонаже в третьем лице.
 
Даже декорации, придуманные Марией Митрофановой, «Счастливой Москве» достались словно по наследству от «Повешенных»: там в прологе на вешалке оставалось ровно семь пальто. В спектакле по Платонову эта вешалка превращается в гардероб советского клуба комсомола и заполняет собой всю сцену – персонажи снуют между ее стояками, едва успевая менять армейские шинели на гражданские пальто.
 
«Рассказ о счастливой Москве» обещает стать одним из заметных событий нынешнего сезона. Но отправляться на него я советую только тем, кто хоть раз пробовал читать гениальную и выморочную прозу Платонова и удержится от смеха, слыша такие обороты: «Она улыбалась от радости слышать музыку, возбуждающую ее жизнь на  исполнение высшей судьбы».
 
От советской классики перейдем к европейской новой драме. В «Сатириконе» выходит вторая часть «Линэнской трилогии» Мартина Макдонаха – пьеса называется «Сиротливый Запад» и ставит ее Константин Райкин. Без кровопролития, как водится у Макдонаха, дело не обойдется.
 
В МХТ продолжают играть «Человека-подушку» – тоже Макдонаха, но в постановке Кирилла Серебренникова. Судья по отзывам первых зрителей, спектакль вышел крутой – не только по части актерско-режиссерского мастерства, но и по количеству адреналина, который поневоле вырабатывает публика. Так что если у вас слабые нервы или несовершеннолетние чада, норовящие увязаться с вами в театр – лучше останьтесь дома.
 
После триллеров можно вспомнить и о Гоголе – его «Игроков» в СТИ недавно поставил Сергей Женовач.
 
Любителям классики – и литературной, и театральной, нельзя пропустить «Горе от ума – Горе уму». Пьесу Грибоедова ставит театральный патриарх, создатель легендарной «Таганки» Юрий Любимов. Это значит, что помимо классического текста в спектакле будет много перекличек – не только с сегодняшним временем, но с теми, давно прошедшими временами, свидетелем которых довелось быть Юрию Петровичу. Кстати, для тех, не в курсе: «Горе уму» – первоначальное название комедии Грибоедова. Им в конце 20-х годов ХХ-го века воспользовался для своей постановки знаменитый Всеволод Мейерхольд. Вполне можно предположить, что Любимов видел тот легендарный спектакль и, спустя почти 80 лет, вступает с ним в диалог.