Этой весной фестиваль «Золотая маска» познакомит нас не только с российскими спектаклями, но и с работами режиссеров из ближнего зарубежья. Два рижских театра покажут в Москве свои последние постановки.

Для начала посмотрим, какими спектаклями представлен в афише «Маски» Санкт-Петербург – он все же имеет к Балтике самое прямое отношение. Кроме додинского «Короля Лира» нас ждет «Фауст в кубе. 2360 слов» – оригинальное переложение мифа об ученом докторе, придуманное Русским инженерным театром «АХЕ». Те, кто еще никогда не видел постановок, придуманных художниками Максимом Исаевым, Павлом Семченко и Яной Туминой, но много о них слышал, будут удивлены: «ахейцы» на этот раз нарушат одну из своих главных традиций – молчание на сцене. И произнесут целых 2360 слов!

А вот «Трамвай «Желание», поставленный Сергеем Бычковым в питерском «Приюте комедианта» весь соткан из слов. С текстом главной пьесы Теннесси Уильямса здесь обращаются бережно, может, даже слишком. Зато поклонницы Александра Баргмана могут лицезреть своего кумира в роли грубого, но не лишенного обаяния Стенли Ковальского, целых три часа подряд. Главную героиню играет Марина Солопченко, тоже хорошо известная в Москве. Тем, кто переживает за честь столицы, напоминаем: Москва тоже предъявит на «Маску» свой «Трамвай», поставленный в МТЮЗе Генриеттой Яновской.

На «Маску» претендуют два спектакля Миндаугаса Карбаускиса, поставленные им в «Табакерке»: «Похождение» (по «Мертвым душам» Гоголя) и «Рассказ о семи повешенных» (по одноименному рассказу Леонида Андреева). Первый спектакль – образец того, как можно изящно обрамить классику, не слишком проникая в ее суть. Второй же, наоборот – пример глубочайшего проникновения в философию писателя, вслед за Львом Толстым выступавшим против смертной казни. Режиссер смог увлечь своих актеров старинной идеей «милости к падшим. В результате – мрачный и страшный по содержанию рассказ превратился в спектакль, оставляющий невероятно светлое ощущение. Мало кто сегодня умеет ставить русскую литературу так, как литовец Карбаускис.

Вей, ветерок. Латышский Национальный театрНу, а теперь обратимся к Латвии. Там в последнее время происходит явный театральный бум. Подъем переживает Латышский Национальный Театр. Его спектакль «Вей, ветерок» – по лирике знаменитого Яниса Райниса, получил великолепные отзывы европейской прессы. Убедиться в их объективности и проникнуться образами латышской поэзии мы сможем в ближайшие дни.

Конкурент и сосед Латышского национального театра – Новый Рижский театр Алвиса Херманиса, за пару сезонов объездивший все престижные фестивали, – покажет на фестивале две свои постановки – «Долгая жизнь» и «Соня» (подробнее о них – в статье Новорижские спектакли Алвиса Херманиса). Но они, как и «Вей, ветерок», не входят в конкурсную программу, в которой могут участвовать только российские постановки.

А вот «Федра. Золотой колос» украинского авангардиста Андрия Жолдака поставленная в Театре Наций, будет играться в конкурсе. Можно как угодно относиться к экстравагантной идее Жолдака сделать местом действия античного мифа советский партийный санаторий, но факт остается фактом: в его постановке по-настоящему раскрылась и сыграла свою лучшую (на сегодня) роль Мария Миронова.

Фауст в кубе. 2360 слов. Театр Наций. 28 марта (19.00), 29 марта (16.00)
Похождение. МХТ им. Чехова. 29 марта
Трамвай «Желание» («Приют комедианта»). Центр им. Мейерхольда. 30 марта (19.00), 31 марта (14.00)
Трамвай «Желание». МТЮЗ. 31 марта
Рассказ о семи повешенных. МХТ им. Чехова, малая сцена. 31 марта, 1 апреля
Вей, ветерок. Центр им. Мейерхольда. 1 апреля 
Федра. Золотой Колос. Театр Наций. 1 апреля
Король Лир. МТЮЗ. 12-13 апреля