Музей Большого театра

Оценка редакции
 Музей Большого театра

Театральный музей при главном театре страны.

Научный и культурно-просветительный центр, деятельность которого направлена на комплектование и экспонирование подлинных материалов по истории художественной деятельности театра, собирание, хранение и изучение памятников истории театрального искусства. Фонды музея насчитывают более 80 тысяч экспонатов, посвященных развитию Большого театра в XIX - XX века и и включает следующие отделы: фонд фотографий и негативов, фонотека, фонд эскизов декораций и костюмов, отдел живописи, архивно-рукописный отдел, отдел театральных костюмов, библио-отдел, собрание личных вещей знаменитых артистов и композиторов.

Отзывы о «Музей Большого театра »

Лора 24 апреля 2018, 02:27

К моему великому сожалению, в Большом театре я была в очень юном возрасте и когда представилась возможность попасть за кулисы легендарного театра, я с нетерпением ожидала эту экскурсию.

Повторюсь, с огромным удовольствием прослушали с подругой всю экскурсию и очень рады, что с нами вместе была Анна Русских, балерина Большого театра, и наш прекрасный гид Оксана Чернова, научный сотрудник музея Большого театра.

Многие помнят, что Большой был на реконструкции почти шесть лет, по итогам которой театр не только изменился внутри, но и получил новый Бетховенский зал, который мы и посетили в первую очередь. Историческая сцена (сам зал) почти не изменилась во время реконструкции, а вот сцена претерпела большие изменения. Сейчас вместимость зала Большого - 1900 посадочных мест. После реконструкции в театре используется супер современное оборудование, уникальные декорации, которые вращаются на 360 градусов (как раз репетицию и вращение декораций мы и застали во время визита в главный зал). Оркестровая яма может трансформироваться и за счет этого возможно увеличение количества посадочных мест.

После реконструкции Большой театр во многом восстановил тот облик, что был утрачен при СССР. План реконструкции предусматривал возвращение многих деталей, которые еще разрабатывал архитектор Большого театра Альберт Кавос. Затем мы переместились в Белое фойе и Императорские залы, куда сейчас спокойно можно пройти во время антракта на спектакле.
Еще раз огромное спасибо Анне и moscultura за предоставленную возможность посетить такую замечательную экскурсию. Лучше один раз увидеть и услышать, чем читать даже сотни отзывов, вы сами понимаете.

Olga 21 апреля 2018, 09:18

Побывав на экскурсии в Большом театре, понимаешь, насколько это сложный организм, сколько увлеченных и талантливых людей, помимо артистов оперы и балета, обеспечивают нам праздник посещения театра. Экскурсовод О.Г. Чернова провела нам интереснейшую экскурсию по залам, закулисью, мастерским и другим помещениям, поделилась огромным количеством информации, истории, необычными фактами, собственными воспоминаниями, показала такие тонкости и нюансы, о которых невозможно узнать, если ты не специалист. Я не буду пересказывать содержание ее рассказа - так интересно и захватывающе у меня не получится, да и зачем вам спойлеры? Приходите сами, смотрите, слушайте, получайте удовольствие! Посещая театр в качестве зрителя - получаешь эстетическое наслаждение, но посетив закулисье - прикасаешься к настоящему волшебству и магии создания шедевров. Это непередаваемое чувство. Кроме того, изрядно расширятся кругозор и общая картина мира. Также хочу поблагодарить работников театра и мастериц-костюмеров, которые любезно отвечали на вопросы, и с терпением и пониманием отнеслись к нам, экскурсантам, отвлекавшим их от работы. Спасибо!

Галина 20 апреля 2018, 04:21

Большой театр уже давно перестал быть просто театром, он стал чуть ли не символом русской культуры, и уж, во всяком случае, русского балета. Не секрет, что каждый мало-мальски интеллигентный человек, кто приезжает в Москву, стремится в него попасть. А уж родившись в столице, вообще грех там не бывать. Но я, честно скажу, бывала там очень редко и раньше, а уж после реконструкции и вовсе только однажды. Тот поход оказался для меня просто статистической галочкой, типа посмотрела, как оно там теперь, ибо половины сцены с нашего яруса было не видно, а цены кусались. Не получив никакого удовольствия и истратив при этом кучу денег, с Большим я завязала.
Но, как известно, никогда не говори "никогда". Да, на спектакли я туда больше не ходила, зато неожиданно получила приглашение на экскурсию. На экскурсию по театру может прийти любой желающий, но для нас ее организовали в индивидуальном порядке, в день, когда не было других экскурсантов. Конечно, я не удержалась от соблазна. И вот вчера мы собрались в нижнем фойе театра, дождались экскурсовода, научного сотрудника Музея Большого театра - Чернову Оксану, и пошли гулять по театру. Честно говоря, мне было гораздо интереснее, когда в рассказ экскурсовода вмешивалась Анна, которая организовала нам экскурсию, и начинала говорить с нами человеческим языком, рассказывая какие-то простые, но очень любопытные вещи. Она знает театр изнутри, со стороны артистов, и это было очень ценно. Было жаль, когда ей пришлось нас покинуть, я искренне благодарна ей за эту экскурсию. Ну а теперь по порядку.
Сначала нас отвели в Бетховенский зал с очень необычным входом. Да и вообще зал непростой. Он предназначен для камерных концертов и приемов. Во время концертов выглядит как зал с несколькими ярусами. Во время же приемов стулья убираются, а ярусы паркета поднимаются все до одного уровня, так, что нижняя часть зала скрывается под полом. В свою очередь, сам зал тоже находится под землей, между колоннами театра (коих, напомню, восемь) и фонтаном на площади. Это совершенно новое помещение, которого до реставрации не было.
Собственно, до реставрации практически ничего из современных помещений не было, из исторических сохранился только главный, Императорский, зрительный зал. Туда мы тоже, конечно, зашли. В зале царил полумрак, а потом и вовсе выключили свет, шла репетиция предстоящей премьеры. Точнее даже, не репетиция, а подготовка декораций. В зале царит позолота, даже люстра теперь стала золотистой (до реставрации была бронзовой). Чуть позже, когда мы поднялись на верхний ярус, рассмотрела ее фактически вровень с креслами, очень высоко, аж страшно смотреть вниз.
Но наверх мы поднялись позже, а сначала погуляли по зрительским фойе.
В одном фойе стоит рояль, специально сделанный для Большого театра, нам его даже открывали.
За первым фойе есть Николаевская комната, когда-то оборудованная специально для государя. Особенность этой небольшой комнаты в прекрасной акустике. Николай имел невнятный голос, а тут его было прекрасно слышно, в центре комнаты есть зона, стоя в которой, можно говорить очень тихо, вас все равно услышат. Как услышат и шепот из углов, нечего тут шептаться.)) Честно говоря, поразительно, как усиливается звук безо всяких микрофонов. Именно здесь мне понравилось больше всего: и любопытно, и красиво, и уютно, и сохранены раритеты, даже часть коллекции серебра (остальная во время реставрации, говорят, утеряна...)
Через эту комнату проходим еще в одно фойе, тоже очень нарядное. Я, как всегда, начинаю таращиться на потолок, люблю я красивые потолки )). Но экскурсовод заостряет наше внимание на тканевых панно. Они сохранились со старых времен, и только медальоны в них менялись, это видно даже по цвету ткани. Сначала в медальоне был орел, потом орла заменили на серп и молот, а сейчас вернули на место гордую геральдическую птицу.
Еще в одном фойе организована выставка. Тут можно на экране посмотреть "Лебединое озеро", например. А можно полюбоваться на другие экспонаты. Здесь выставлены, в том числе, костюмы из музейного фонда, а также вполне рабочие костюмы из гримерок.
Полюбовавшись на выставку в фойе, заглядываем в пустой в этот час буфет, отстроенный заново на месте гримерок (а бедные артисты теперь вынуждены новыми длинными коридорами по 20 минут добираться от своей гримерки до сцены). В буфете тоже стоят музейные костюмы. Оказывается, в начале прошлого века Большой экспериментировал, и теперь буфет украшает авангардный по тем временам костюм Одиллии (или Одетты, что-то я засомневалась, но в любом случае, необычный).
Все то, о чем я сейчас рассказала, свободно может увидеть любой зритель, пришедший в театр на спектакль, только будет уже не так малолюдно и просторно, но наша экскурсия этим не ограничилась. Нам показали пошивочные мастерские, любопытно было посмотреть на обычные рабочие моменты, например, на костюм с приколотой к его рукаву запиской: "Утром отдать такому-то".
Провели по коридорам, по которым зрители не ходят. А главное, привели в репетиционный зал, на сцене которого восходящие звезды оттачивали свой танец. Имени и фамилии девушки я не помню, к сожалению, а вот юноша - это Якопо Тисси, такое имя легче запомнить. Было интересно.
На этом наша экскурсия закончилась, нас проводили в гардероб, рядом с которым, к слову, есть сувенирный магазин, вход в который свободен для любого прохожего до 17-00. А потом мы покинули театр через какую-то боковую дверь, так, что со стороны прохожим могло казаться, что мы тут свои. О,о!!! )))
В общем, интересная получилась вылазка, я избавилась от своего скепсиса по поводу этого театра, в этот раз он предстал совершенно в ином свете, красивый, торжественный, интересный. Правда, нет уже той намоленности, что царила раньше, но что поделать.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про лучшие
события

Музей Большого театра - адрес на карте