Индия. Драгоценности, покорившие мир

Оценка редакции

Около трехсот произведений ювелирного искусства, выполненных лучшими индийскими и европейскими мастерами и находящихся сегодня  во многих музейных и частных собраниях Европы, Азии и Америки. Великолепные творения индийских мастеров XVI–XX столетий демонстрируют разнообразие и самобытность ювелирных традиций Индии.

Наиболее яркий след в истории ювелирного искусства оставил изысканный и утонченный стиль, сложившийся в империи Великих Моголов. Важное место на выставке занимают памятники XVI—XVII веков, периода расцвета империи. При этом центром экспозиции являются великолепные украшения XIX—начала ХХ века — свидетельство высочайшего мастерства индийских ювелиров и виртуозного развития ими наследия великой эпохи.

Среди блистательных экспонатов особого внимания заслуживает целый ряд уникальных произведений. Символом власти является роскошный головной убор конца XIX века из собрания Халили в Лондоне, относящийся к редкому типу тюрбанов-корон высших сановников Непала.

Украшенная изумительными эмалями золотая колба кальяна из этого же собрания — уникальное произведение, созданное в придворных мастерских раджпутских правителей Удайпура в XVIII веке. Подлинное сокровище Великих Моголов — представленная на выставке великолепная шпинель с шестью владельческими надписями правителей, известная как «Рубин Тимура» из собрания Аль-Сабаха в Кувейте. Шедевром виртуозной работы индийских ювелиров является уникальное алмазное ожерелье XVII века из  коллекции Сергея Фрадкова в Женеве. 

В Индии, несмотря на огромное влияние могольского стиля, всегда продолжали существовать и другие великие ювелирные традиции. Ярким образцом одной из них являются чрезвычайно эффектные драгоценности Южной Индии, которые никогда ранее не демонстрировались в России и составляют особый раздел выставки.

Форма и элементы декора южноиндийских произведений глубоко символичны. Наиболее загадочны серьги XIX века  в виде абстрактных геометрических форм из собрания музея Барбье-Мюллера, которые носят в  растянутой мочке уха. Истинным шедевром ювелирного мастерства является ожерелье-реликварий XIX века из того же собрания. Его массивные золотые детали выполнены в Тамилнаде из листового золота в технике высокорельефной чеканки.

История взаимного влияния Европы и Индии в области ювелирного искусства — еще одна важнейшая тема новой экспозиции. Разработанный в 1920-х годах ведущими европейскими ювелирными домами «индийский» стиль в течение ХХ столетия не раз оказывался в центре внимания лучших дизайнеров, а его популярность в обществе порождала все новые и новые интерпретации.

Роскошные украшения, представленные в экспозиции, сопровождаются эскизами, а также живописными миниатюрами и фотографиями, запечатлевшими индийских правителей различных исторических эпох.  

Произведения XXI века представляют новую страницу легендарной ювелирной истории Индии. Ярким воплощением творческого развития ювелирного наследия страны  и высочайшего уровня владения сложнейшими техниками и в то же время отражением длительного взаимодействия культур является выразительная группа авторских работ двух великих индийских современных ювелиров — Мунну Касливаля и Вирена Багата. Организаторы выставки глубоко сожалеют о внезапной кончине в 2012 году Мунну Касливаля и посвящают этот проект его памяти.

Выставка, объединившая великолепные произведения, которые были созданы на протяжении пяти столетий, открывает посетителям  новые грани ювелирного искусства Индии и Европы и является заметным событием в культурной жизни столицы.

На основе пресс-релиза

Отзывы о «Индия. Драгоценности, покорившие мир»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Рецензии

Драгоценности Индии в Музеях Кремля

В Музеях Кремля открывается выставка «Индия: драгоценности, покорившие мир». Привозят 300 шедевров из самых значимых ювелирных собраний мира.

9 апреля 2014, Анна Федорова

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Фотографии к выставке «Индия. Драгоценности, покорившие мир»

Другие выставки / декоративно-прикладное искусство