«Ландшафты иммиграции»

Оценка редакции

На выставке представлены работы Вениамина Клецеля, Анатолия Басина, Михаила Яхилевича и Аси Лукин.

Благодаря сложившейся философской и искусствоведческой традиции 20 века, под термином «ландшафт» понимается позиция постижения мира, структуры бытия и его репрезентации, и в то же время способ фиксации пространственно-временных отношений, приближенный к географическому пониманию термина. Постижение новой жизненной среды иммигрантами — людьми со сложившимися культурными традициями и определенной ментальностью, не может происходить только в рамках отражения этого нового пространства бытия, тем более людьми искусства, которые продолжают быть творчески активными в любых новых условиях.

Эти условия вызывают к жизни размышления и проекты, которые требуют разработки новых художественных, пластических решений, а подчас даже включенности в решение насущных политических задач. В проекте участвуют художники, в разное время покинувшие Россию. Для них такими ландшафтами были и Париж, и Лондон, и Иерусалим и другие города, вплоть до пространств «литературных путешествий».

В рамках проекта особняком стоит тема «Прозрачные стены», которая напрямую связана со сложностью политической жизни в Израиле, где художники не могут остаться вне происходящих в стране и жизни процессов, которые отражаются в пространственно-территориальных трансформациях и делениях, размежеваниях и объединениях. Так, ровно 10 лет назад начались ежедневные обстрелы иерусалимского жилого квартала Гило из соседней арабской деревни. Чтобы предотвратить многочисленные жертвы среди мирного населения, городские власти выстроили бетонные стены вдоль улиц. Эти заграждения выполняя свою функцию, закрыли идиллический пейзаж, которым восхищались жители города.

Группа из восьми иерусалимских художников-репатриантов из России (Лея Зарембо, Анатолий Баратынский, Светлана Островская, Андрей Резницкий, Юлия Шульман, Михаил Моргенштерн, Елена Ямпольская и Михаил Яхилевич) предложила расписать стены. Так родился проект «Прозрачные стены». В сугубо реалистической манере на бетоне был точно воспроизведен пейзаж, закрытый стенами. Художники изобразили все загороженные бетоном горы, дома, деревья и камни на шестистах метрах росписи. Для этого потребовалось делать специальные эскизы — «раскадровки», которые художники рисовали с натуры с обратной стороны стен, находясь в зоне обстрела. К счастью, обстрел велся обычно по вечерам, а роспись делалась днем. Эти стены стали в свое время иерусалимской достопримечательностью, на них приезжали смотреть туристы, их показывали по телевидению, фотографировали для прессы. Через несколько месяцев после завершения росписи в иерусалимском Дворце Конгрессов открылась выставка, состоявшая, в основном, из картин Михаила Яхилевича и фотографий Ализы Ольмерт, запечатлевшими разные этапы работы. Часть этих картин и фотографий представлены на выставке. Стены простояли 10 лет. После того, как обстрелы прекратились, их демонтировали и вывезли на грузовиках. Фотография Одеда Балилти, зафиксировавшего это событие, также представлена на выставке.

В основной части экспозиции представлены работы Парижского цикла Анатолия Басина, ученика Осипа Сидлина. Басин активный участник ленинградского неофициального художественного движения середины 1970-х — начала 1980-х гг. Он принадлежит к плеяде т.н. «газеневских» художников, собирательное название «газаневской культуры» происходит от первых разрешенных официальными властями крупных выставок художников-нонконформистов, состоявшихся в ДК им. И. И. Газа (22-25.12.1974) и ДК «Невский» (10-20.9.1975)в Ленинграде. Газаневская культура положила начало череде легальных групповых выставок независимого искусства и способствовала дальнейшему развитию зародившейся еще в 1960-х гг. традиции квартирных выставок. В 1979 г. Басин иммигрировал в Израиль, несколько лет своей жизни он провел в сквоте художников в центре Парижа, общаясь с такими участниками художественного движения, как русский поэт-авангардист и художник Хвост (Алексей Хвостов) и др. Работы, представленные на выставке, связаны с переживаниями парижского, столь важного периода в жизни художника.

География странствий художника Вениамина Клецеля началась еще в России в годы войны: Первомайск — Ташкент затем Самара ... и Иерусалим. «Пластика каменных домов, характерная одежда, характерные лица, — всё это материал для моей работы». Михаил Яхилевич живет в маленьком городке Маале-Адумим под Иерусалимом. Его творческие путешествия проходят по маленьким населенным пунктам Израиля, где пейзажи вызывают философские мысли о смысле повседневного бытия. Их камерность и размах заключены в единении пустынно-гористых ландшафтов и далекого горизонта неба. Эта картина вызывает ощущение вселенского масштаба во время хамсина — ветра, который приходит из пустыни. В этот момент сближаются по массам воздух и земля, они превращаются в неразрывную визуально целостную ткань. Новая повседневность придает и новые внутренние ритмы холстам художника, и заставляет с глубочайшим чувством пережить необычность земли, на которой живут люди в разобщенности и единении, сосуществует разные конфессии, и мир балансирует на гране своего равновесия.

Ася Лукин — самая молодая участница проекта, в географии ее путешествий обучение в Лондоне и Париже, выставки в Петербурге и Тель -Авиве, литература абсурда Даниила Хармса и пространство переживаний персонажей ее анимационных работ. Ася основала анимационную студию sharaban-studio. На выставке представлены ее графические работы и анимация.

Свое видение мира художники выстраивают в рамках условных изображений среды, в которых главным являются личные размышления о предназначении и бытии.

Отзывы о ««Ландшафты иммиграции»»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Фотографии к выставке ««Ландшафты иммиграции»»

Другие выставки / живопись