В Третьяковке открывается выставка Павла Федотова, одного из самых известных и в то же время самых загадочных русских художников.

Офицер Финляндского полка однажды пришел к Карлу Брюллову, знаменитейшему живописцу XIX века, создателю «Последнего дня Помпеи», и спросил, стоит ли ему бросать армию, чтобы заняться искусством. Брюллов, конечно, отсоветовал: ведь заниматься искусством нужно с детства, а не в 25 лет. Однако буквально через восемь лет тот же Брюллов, рассматривая набросок картины «Сватовство майора», признал, что бывший офицер его превзошел. Так появилась еще одна арт-звезда на небосклоне XIX века. Пример Павла Федотова должен вдохновить всех, кто решает отказаться от прибыльной должности и посвятить себя любимому делу. Только учтите, что господин Федотов закончил дни в сумасшедшем доме.

Федотовские произведения попали во все учебники и хрестоматии. И это странное недоразумение. Конечно, никто не спорит — его картины, всегда были страшно популярны. Уже современники сравнивали их с повестями Гоголя, говорили о новом реализме и живописном театре. Федотов выстраивал живописную композицию как сцену, которая немедленно интриговала драмой или комедией. Однако каждая федотовская картина — большая загадка, которая имеет не одно решение. Взять, например, «Сватовство майора» 1848 года. Кто здесь положительный персонаж, а кто — отрицательный? Что означают жесты главных героев? Что хотел сказать художник? Душевное напряжение, которое Федотов вкладывал в каждый свой холст, начинает пульсировать в головах зрителей. Это вам не плакатные «передвижники», где с сюжетом все понятно.

Выставка в Третьяковской галерее — чистой воды классика. Но, как во всякой классике, здесь очень много современного. Если взять последние произведения Федотова, то в них угадывают даже экспрессионизм и абстракцию. Еще один момент: в Третьяковке только что сменилось руководство. Новый директор Зельфира Трегулова пообещала сделать музей удобным и актуальным.