В Москве открывается новый Музей Ар Деко: уникальная мебель и скульптура, созданные между Первой и Второй мировыми войнами.

Удобнее всего этот музей посещать во время пробежек по Лужникам. Вы спокойно бежите (а в правильный сезон — катите на роликах или велосипеде) вдоль Москвы-реки, пробегаете разрушенный бассейн, потом Малую спортивную арену, затем автомойку и длинный ряд старых заводских строений. Почти достигнув Третьего транспортного, заворачиваете во двор с новомодными офисами. В одном из них — в пятиэтажном блоке — расположился Музей Ар Деко. Пробежка стоит свеч: вы оказываетесь в двух огромных залах из эпохи чарльстона. Не стесняйтесь своей спортивной формы — здесь многие бронзовые девушки и юноши именно так и одеты.

Поначалу интерьеры можно спутать с антуражем антикварного магазина. Это, конечно, новодел, хотя и в здании бывшего Императорского монетного двора. Тут ничего не продается, почти каждый экспонат при всей декоративности — вещь коллекционная, редкая и стоящая не меньше автомобиля. Главный же состав музея — кабинетные скульптуры 1920–40-х годов.

Сразу надо пояснить, что такое ар-деко. Очень многие путают этот стиль с модерном начала ХХ века. На самом деле, Art Deco — сокращенное название выставки, которая прошла в Париже в 1925 году. В это время европейцы и особенно американцы вновь почувствовали вкус к сдержанной роскоши. Так в небоскребах и на яхтах появились лаковые панно Жана Дюнана и бронза Дмитрия Чипаруса. Образцовым творением ар-деко считается лайнер «Нормандия» 1935 года: каждая его каюта и зал получили драгоценную отделку. Их богатство в глаза не бросалось, но было понятно каждому гостю (один только сигарный салон потом был вписан во все учебники по искусству). Редкие сорта дерева, струящиеся линии, растительные мотивы рядом с чистой геометрией, бронзовая патина и серебро — вот типичные приметы шика, которыми гордился бы «великий» Джей Гэтсби.

Музей этот частный, и здесь никто не скрывает, что хозяин Мкртич Окроян, как всякий бизнесмен, начинал с украшения собственных апартаментов. Через 15 лет понял, что коллекция заслуживает большего. Произошло это после посещения одноименного музея в Саламанке — там отбоя нет от посетителей, а собрание (и это признано) беднее московского. Так или иначе, по 500 квадратным метрам на Лужнецкой лучше всего ходить с консультантом (дежурить он будет постоянно): именно он вам откроет глаза на секреты стиля и шедевры.

В качестве наводки можем сказать, на что сразу обратить внимание. Во-первых, конечно, на статуэтки Чипаруса. Этот румын, работавший в Париже, как повествует Википедия, посвятил себя изображению танцовщиц и прекрасных женщин своего времени. На самом деле Дмитрий (как и все европейцы) был очарован «Русскими балетными сезонами» Дягилева. И каждая его статуэтка с балериной в виде Жар-птицы или образе Таис — мечта любого миллионера 1920-х. Точно так же богатейшие интерьеры в стиле ар-деко невозможно было представить без мебели Эдгара Брандта — здесь она в лучших образцах. В качестве приправы насладитесь видом танцующего Рудольфо Валентино (секс-символа тех лет) и эмансипированной флэпперши с хлыстом в руке (мечта всех мужских салонов). Эпоха очень любила изображение всего, что связано с мюзик-холлом, кабаре и варьете. Под самый конец подойдите к мюзик-боксу 1930-х (варианту музыкального автомата). Он действует. Если вы будете особенно покладисты, сотрудники музея нажмут на кнопку. И тут уже начнутся танцы. Винтажная музыка зазвучит перед лаковыми панно Пьера Бобо, которыми когда-то был украшен знаменитый нью-йоркский Roseland Ballroom, где выступали все знаменитые джазмены прошлого века.