С выходом фильма «Сен-Лоран. Стиль — это я» «ВД» вспоминает, что искусство разных стран и эпох было для великого кутюрье не только предметом собирательства, но и бездонным источником идей.

С первого младенческого крика и до последнего вздоха Ив Сен-Лоран был окружен роскошью. Он не только жил в мире люкса, не только всю жизнь его создавал, он сам был воплощением люкса и никем иным быть не мог, потому что другая жизнь была ему неведома.

Детство Ива прошло в Африке, Лораны были одним из известнейших аристократических семейств Алжира. А потому красоты Черного континента станут неиссякаемым источником вдохновения для модельера: белые драпировки бедуинов, золотое литье дюн, обнаженные тела дикарей, черные, как ночь, одеяния мусульманских вдов — каждое детское впечатление найдет место на мировом подиуме.

Он не мог не любить красивые вещи и окружал себя предметами искусства, а они в ответ любили его. Одной из первых покупок Ива Сен-Лорана, положившей начало его знаменитой коллекции, стала африканская птица Си Ну Фо — деревянная скульптура, приобретенная в 1960 году. Тема Африки не была хитом тех лет, но главный поставщик трендов грядущего тридцатилетия уже предвкушал всеобщее помешательство, которое охватит Европу.

Любовь к красоте и роскоши разделил близкий друг Лорана, любовник, а впоследствии и бизнес-партнер Пьер Берже. Коллекцию искусства, которая в 2009 году будет продана на аукционе Christie’s, они собирали вместе, обсуждая каждое приобретение. Многие покупки совершались спонтанно. Однажды, проезжая на машине по Рю Бонапарт, Лоран увидел две огромные вазы работы Жака Дюнана — черный лак с геометрическим красно-золотым паттерном. Эта импульсивная покупка обошлась в миллионы франков, что было серьезной суммой для Пьера Берже — бывшего на заре модной карьеры Ива Сен-Лорана его «личным бумажником».

В 1965 году модельер создал коллекцию, которую стали называть «Мондриан», хотя это был никакой не Мондриан, а всего шесть-семь платьев в этом стиле. Партнер Ива впоследствии говорил: «Мы и представить себе тогда не могли, что когда-то будем обладать полотнами Мондриана. Это было немыслимо, из области фантазии. Но этот день настал. У нас появился Мондриан, а за ним последовали и другие».

Конечно, успех, который обрушился на модельера в 60-е, дал ему большую финансовую свободу, но после старта продаж «Опиума» — ставшего легендой и классикой парфюмерии, эти финансовые возможности стали практически безграничными.

Вскоре коллекция потребовала просторного дворца. Он был арендован на Рю Бабилон и стал ее постоянным домом вплоть до момента продажи: оказывается, Лоран до самой смерти жил в арендованном жилье! Все дело в том, что этот памятник истории невозможно было купить, а на другой дом модельер не соглашался. Коллекция росла бессистемно. Это были шедевры живописи, начиная с XV века: старые мастера, импрессионисты, авангард. А также Гойя, Матисс и Пикассо. Кстати, одна из дочерей основоположника кубизма — Палома — была близкой подругой модельера и частой гостьей на алкогольно-кокаиновых пати в особняке на Рю Бабилон.

Лоран собирал мебель XVIII и XIX веков, эмали, скульптуры из фарфора и бронзы и кинетические объекты XX века. Каждый, кто попадал в этот дом-музей, поражался роскоши и размаху. Даже милые сердцу коллекционера сентиментальные сувениры не были похожи на то, что мы вкладываем в это понятие. К примеру, портрет любимого пса по кличке Мужик был написан самим Уорхолом. Впрочем, гений поп-арта был большим поклонником Лорана и создал серию его аэрографических портретов.

Африканская экзотика нашла отражение в коллекции африканских платьев, связанных из веревок и бахромы и скорее раздевавших моделей, нежели одевавших. Скульптура эпохи Возрождения вдохновила на создание корсетов и бюстов из металла. Специально для этих платьев были сделаны слепки талии и груди манекенщицы Верушки — одной из муз кутюрье, а потом по ним отливались металлические «части тела», покрывались золотом и становились одеждой для вечера. Дикие краски с полотен фовистов перешли на пестрые платья «Русской коллекции». И, разумеется, Сен-Лоран не мог игнорировать поп-культуру того времени. В начале 80-х он выводит на подиум моделей в коже с огромными непропорциональными плечами в духе посетителей лондонского клуба «Блиц», откуда впоследствии вышли Бой Джордж и Марк Алмонд.

Одним из главных источников вдохновения для кутюрье, помимо произведений искусства, были женщины. Список его звездных подруг не снился ни одному герою-любовнику той поры: Брижит Бардо, Катрин Денев, Бьянка Джаггер, Палома Пикассо, Верушка фон Лендорф, Бетти Катру, Майя Плисецкая. Всех этих женщин, ставших символами 60–70–80-х, связывала с модельером не только любовь к красивой одежде, но и близкая дружба, они часто гостили в его марокканском поместье и парижском дворце. В это сложно поверить, но Лоран — светский тусовщик, знавший всех и вся, прошедший через алкогольную и наркотическую зависимости, был очень застенчивым человеком. Катрин Денев о нем говорила: «Он постоянно совершал фантастически дерзкие вещи, на которые способен только очень робкий человек».

Но вернемся к коллекции искусства. Пять лет назад она была распродана за рекордные 373,5 миллиона евро. Все деньги отправились в фонд борьбы со СПИДом, созданный Лораном и Берже. Самым дорогим лотом стала картина Матисса «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах», которая ушла за 36 миллионов евро. Во время торгов чуть было не случился дипломатический скандал. Несмотря на протесты официального Пекина, две китайские бронзовые статуи животных — крысы и кролика — были проданы по телефону анонимным покупателям за 14 миллионов евро каждая. С Китаем у Лорана и при жизни не складывались отношения. Духи с провокационным названием «Опиум» никогда не продавались в китайских магазинах, Лоран не пошел на компромисс с властями Китая и не стал менять название своего парфюмерного шедевра.