В кинотеатре «Ударник», готовящемся стать музеем современного искусства, показывают выставку номинантов на премию Кандинского. В экспозиции — работы Владислава Мамышева-Монро, Айдан Салаховой, Анны Желудь, группы Recycle и других современных российских художников.

Премия, носящая имя выдающегося художника, одного из основателей абстракционизма Василия Кандинского, учрежденная в 2007 году культурным фондом «Артхроника», вручается ежегодно. Соискателем может стать любой российский художник — в том числе кандидатуру на премию можно выдвинуть самостоятельно. Из поданных заявок формируется лист номинантов премии, их работы и показывает выставка. В этом году из 372 претендентов экспертный совет, в составе которого директор Института проблем современного искусства, комиссар и художественный руководитель Московской биеннале Иосиф Бакштейн, куратор и критик Антонио Джеуза, куратор и историк искусства Ирина Зайцева, директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак и другие значимые арт-деятели, для лонг-листа выбрал 37 номинантов.

Анна Желудь. «Упражнение»

20 художников претендуют на приз в номинации «Проект года» и 17 — «Молодой художник. Проект года». В прежние годы номинаций было больше, но в прошлом году их оставили две — и теперь, например, Евгений Гранильщиков оказался представлен пусть с разными проектами, но в обеих. На открытии и после оценивающие выставку критики несколько сетовали и на эту некоторую нелогичность, и на то, что выставка в готовящемся к реконструкции «Ударнике» смотрится скорее не единым экспозиционным проектом, а набором работ.

Михаил Косолапов. «Непрямое политическое высказывание»

Возможно, во многом это так и есть — но стоит учитывать то, что выставка номинантов премии — скорее смотр происшедшего в российском искусстве за год, чем цельный продуманный заранее кураторский проект. Если рассматривать выставку именно с этой точки зрения, можно сказать, что отражает происшедшее экспозиция как раз довольно полно и широко.

Мария Агуреева. «Быстрее! Выше! Сильнее!»

Здесь есть проект погибшего в этом году мастера перевоплощений Владислава Мамышева-Монро, где он «примеряет» на себя образ Владимира Путина (кстати, именно Монро многие прочат приз за «Проект года», смерть его, в которую не все поначалу верили, породила много обсуждений и воспоминаний в прессе и не только). Есть — отсылы к шумно обсуждавшимся историям, связанным с активизмом, — например, «Комфортный протест» Елены Артеменко, с иронией представляющий «набор оппозиционера», включающий в том числе балаклаву, раскладной транспарант и аптечку. 

Владислав Мамышев-Монро. «Без названия. Помятай про газ»

Letter F группы Recycle напоминает о все усиливающемся влиянии на жизнь каждого человека и общества в целом социальных сетей и интернета. Серия скульптур занимающегося science art Дмитрия Каварги «Конец света. 21.12» — об апокалипсисе, знаки наступления которого человечество видит столь во многом, что уже, кажется, его ждет. Фотопроект Валерия Мельникова «Взрывоопасная тихая жизнь» рассказывает о Дагестане, по оценке правозащитных организаций, самом опасном месте для жизни в Европе.

Валерий Мельников. «Взрывоопасная тихая жизнь»

Укрытая чадрой скульптура Айдан Салаховой соседствует с фотографиями Анны Желудь, показывающими женское обнаженное тело в кровоподтеках. Современный лубок любителя провокаций Григория Ющенко — с остроумными объектами «Самодельной России» Владимира Архипова. Рядом с юртой из покрытых рисунками и надписями листов Николая Наседкина — по-наивному выполненная инсталляция-игра группы «ЕлиКука» и дивной красоты «Непрямое политическое высказывание» Михаила Косолапова: то ли расползающиеся, то ли, наоборот, стремящиеся вверх собранные узлами белые канаты. Большинство объектов — инсталляции, есть перформанс, видео, при этом ощущается явный недостаток графики и живописи — но так будет почти на любой выставке актуального российского искусства, эти жанры у современных отечественных художников не в чести.

Словом, до 10 ноября в «Ударник» стоит зайти всякому, кто хотел бы одним взглядом окинуть многое, произосшедшее в отечественной арт-жизни за год. О том же, кого назовут победителями, мы узнаем 10 декабря. Победитель в номинации «Проект года» получит 40 тысяч евро, в молодежной номинации — 10 тысяч.

Фото: Наталья Пыхова, kandinsky-prize.ru