Музей декоративно-прикладного и народного искусства вскоре должен превратиться в продвинутое и модное м­есто. В качестве верстового столба, который укажет путь в будущее, выступает сложносочиненная выставка Татьяны Черновой «Люди и боги».

На экране едва колышется оцифрованное «Бегство в Египет», а во всю стену монументально распласталась «Россия» — богиня, держащая в подоле плоды земные. При кажущейся традиционности и даже архаичности (какой еще художник будет сегодня просиживать полгода за одним гобеленом) работы Татьяны Черновой — своего рода неомодерн начала XXI века. Не случайно Чернова работает с Галереей Полины Лобачевской, питающей страсть к актуальным проектам и острым темам. Собственно, госпожа Лобачевская и согласилась устроить в музейных залах визуальный эксперимент — допустить современное язычество к прялкам и сарафанам.

До сей поры Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства был необитаемым островом в центре города. Усадьба XVIII века с заросшим двором (это и есть музей) соседствует с офисом гаишников. В главном здании временно (на самом деле — много лет назад) расположился на постой бедный родственник — филиал Музея современной истории с неизменной экспозицией «Мой дом — Россия». Его обещают переселить. Внутри тишина, по коридорам бродят молчаливые старушки, можно заметить очумелых от рукоделия барышень, ну и школьные экскурсии изредка нарушают своим визгом этот вечный покой.

Хотя здесь есть на что посмотреть. Помимо богатейшей в России коллекциии прялок, в музее хранится совершенно невероятная мебель, ткани, фарфор и ювелирные украшения. То есть, тишина в залах царит вовсе не потому, что показать нечего. Дело скорее в чудаковатом маркетинге. Кажется, что названия выставок придуманы для того, чтобы кому-нибудь, не дай бог, не взбрело в голову зайти и отвлечь сотрудников от напряженного хранения экспонатов: «Мстера — жемчужина России», «...На том стояла и стоит русская земля!», «Эстетика народной жизни» и так далее.

А ведь за этими названиями могут скрываться поразительные штуковины. Например, женский платок с портретами Троцкого и Каменева, вместо которых остались дырки: комиссаров-то посадили, вот от греха подальше и вырезали. Или тарелка с порт­ретом Ленина и лозунгом: «Кто не работает, тот не ест!». Есть в коллекции подлинный Фаберже. А что касается костюма, то в музее находится наиболее полная по охвату коллекция городского костюма с XVII века до наших дней. Здесь все звездные кутюрье Общесоюзного дома моделей: Зайцев, Осьмеркина, Файдель...

Новому директору музея Елене Титовой придется сдувать пыль и убирать паутину в этом сонном царстве. Своих амбиций она не скрывает: «Мы имеем все основания встать в один ряд с лондонским Музеем Виктории и Альберта, парижским Музеем декоративного искусства, любимым всеми венским Музеем прикладного искусства. Ну и просто должны стать любимым музеем Москвы. Думаю, это нам по плечу». Естественно, необходимо расширять экспозицию. По словам Титовой, уже достигнута договоренность о том, что филиал Музея современной истории, который сейчас занимает самую «сладкую» жилплощадь, вскоре покинет здание. А еще в музее мечтают, чтобы публика, которая ходит на «Красный Октябрь», в Мультимедиа арт музей или Пушкинский, пришла наконец и сюда. Для этого собираются внедрять современные технологии — мониторы, айпады, вплоть до того, что зрителям разрешат прикасаться к экспонатам. Специально для любителей все пощупать планируют изготовить реплики наиболее интересных объектов.

Целая команда специалистов привлечена для того, чтобы нарастить рейтинги, и даже, говорят, деньги на все эти фантазии нашлись. Начать решили с создания фирменного стиля, отпечатали буклеты. Готовятся разбить во дворе сад (он станет одной из составляющих фестиваля ландшафтного дизайна). Запустили лекционную программу, где разговор идет не только об истории (сейчас читается цикл, посвященный музейной архитектуре), но и о современности. Подумывают о сотрудничестве с только что открывшимся Музеем дизайна. И, самое главное, стали привлекать к своим проектам актуальных московских художников и именитых кураторов.

Одной из первых таких выставок станет проект Полины Лобачевской «Люди и боги», составленный из работ художницы Татьяны Черновой. Покажут «фирменные» черновские гобелены, живописные полотна и видеоинсталляции. Последние едва ли не впервые будут представлены в Музее декоративно-прикладного искусства. Наконец-то и здесь начался XXI век...