Великому театральному режиссеру, чье 150-летие отмечается в этом году, столица обязана целой россыпью достопримечательностей. Пройдемся лишь по нескольким адресам.
 

Имя на карте

Если начинать по хронологии, то первый адрес Константина Сергеевича Станиславского, точнее Алексеева, будет на Таганке. Родился он 17 января 1863 года в богатой и счастливой многодетной семье фабриканта С.В. Алексеева доме № 29 по улице Большой Алексеевской (теперь Александра Солженицына). Эта улица на удивление сумела сохранить и дореволюционную застройку, и даже некоторую неторопливость и несуетность, свойственную некогда респектабельному купеческому кварталу.
Но имя Станиславского получила не она, а соседняя Малая Алексеевская (до недавнего времени Малая Коммунистическая). Эта улица напоминает нам о том, что великий режиссер был еще и успешным бизнесменом.

На Станиславского

Родители Кости Алексеева были людьми не только деловыми, но и тонкими, образованными, разбирались в литературе, обожали театр. Неудивительно, что их сын с детства играл в домашних спектаклях. Впрочем, начиная с 19 лет увлечение театром он совмещал с работой в семейной фирме. Огромный бизнес-центр «Фабрика Станиславского» (дом № 21, стр. 2) — это бывший медеплавильный и кабельный завод Алексеевых (ранее — золотоканительная фабрика, в советское время завод «Электропровод»), где Константин Сергеевич директорствовал вплоть до 1917 года. С его легкой руки при фабрике появился театр для рабочих. Кстати, свой псевдоним он позаимствовал у актера-любителя, врача Маркова, по сцене — Станиславского. Здание театра было построено и отделано по последнему слову техники (с электричеством и вентиляцией) в 1904-м. Сегодня, после сложнейшей реставрации, тут работает «Студия театрального искусства» Сергея Женовача (дом № 21, стр. 7).

В фойе — маленькая экспозиция из жизни замечательного семейства Алексеевых: резной буфет, старые фотографии, шитый золотой канителью ридикюль в рамочке. Во дворике — березы, вишни, аллейки, скамейки. В планах театра — экскурсии по закулисью.

В Камергерском

Музей МХАТ, Камергерский пер., 3А Открыт ср—вс: 11.00—18.00 Билет: 100 р.

Знаменитый ресторан на Никольской, где в 1897 году состоялась историческая встреча основателей Художественного театра, в начале 1990-х, увы, сгорел. Зато уцелела адресованная Станиславскому визитная карточка Немировича-Данченко с надписью: «Я буду в час в «Славянском базаре» — не увидимся ли?» От этой 18-часовой беседы, когда были проговорены основные принципы нового театра, принято отсчитывать историю МХТ. Теперь эта визитка открывает экспозицию музея МХАТ. Он находится в том же здании, что и сам театр, в Камергерском переулке.
В музее — вся история МХТ в фотографиях, эскизах и макетах декораций, афишах, костюмах. Мхатовцы не только стремились к предельной достоверности переживания на сцене — реквизиту тоже надлежало быть подлинным, а не бутафорски­м. Так что здесь множество предметов старины, которые использовались в спектаклях. А кроме того эскизы Добужинского, Бенуа, Кустодиева, забавные куклы-шаржи на «основоположников», кресло № 11 из зрительного зала, на котором сидел Станиславский на репетициях, и многое другое.
Лучше попасть в музей с экскурсией — чтобы увидеть кабинет Немировича-Данченко и грим-уборную Станиславского. Здесь все, как было при их жизни: скромно, даже аскетично. И здесь действительно ощущается их присутствие, особенно если оторваться от группы и остаться наедине с тенями великих. Сегодняшние звезды сюда приходят как на поклонение. Гид уверяла, что Тарантино даже проронил тут слезу. На музейном снимке — за гримировальным столиком Станиславского задумчивая Мэрил Стрип.

В Леонтьевском

Дом-музей К.С. Станиславского, Леонтьевский пер., 6 Cр, пт, сб, вс 11.00—18.00, чт 11.00—21.00 Билет: 100 р.


Дом № 6, где Станиславский жил с 1921-го и умер в 1938-м, советское правительство пожаловало режиссеру за заслуги перед искусством. Этот особняк сам по себе любопытен — палаты XVII века, в XIX надстроенные в стиле классицизм. За дверью — широченная деревянная лестница на второй этаж. Она и сейчас скрипит точно так же, как и в ту пору, когда Булгаков в «Театральном романе» описывал визит писателя Максудова к режиссеру Ивану Васильевичу (прототипом которого был Станиславский).
В доме давно не было ремонта, и это благо — потому что воспринимается он как подлинный. Здесь Станиславский жил и работал. Тут проходили репетиции и даже спектакли его Оперной и Оперно-драматической студий. Первая потом слилась с Музыкальной студией МХАТ Немировича-Данченко — так образовался нынешний МАМТ имени обоих режиссеров на Большой Дмитровке, 17. Вторая превратилась в драмтеатр имени Станиславского на Тверской, 23.
Жилые помещения легко трансформировались то в репетиционную, то в фойе. Кабинет на треть перегорожен книжными полками. Репетируя, артисты выходили из-за них, как из-за кулис. Кабинет полон интересных вещиц, в основном приобретенных для спектаклей. За дверью — спальня. Все здесь настолько «по-станиславски» достоверно, вплоть до мельчайших бытовых деталей (вытертого голубенького покрывала на кровати, полотенца возле умывальника и т.д.), что даже испытываешь неловкость — будто вторгаешься в чужое частное пространство. Хотя, может, именно в такие моменты — когда с героя слетает «хрестоматийный глянец» — и начинаешь ощущать его не мифом, а реальным человеком.
Увидеть многочисленные портреты режиссера, плюс никогда не извлекавшиеся из запасников реликвии можно на выставке «Красивый человек» на первом этаже дома-музея.