Московские памятники авангарда на глазах превращаются в продвинутые культурные центры. Вот три места, обязательные к посещению.

 
УЛ. СЕРАФИМОВИЧА, 2
(495) 657-97-58
 
 
ЧТО БЫЛО. Кинотеатр при легендарном Доме на набережной, построенный мэтром советской архитектуры Борисом Иофаном (автором идеи сталинских высоток, павильона «Рабочий и колхозница» и Дворца Советов), открыли в 1934 году. Это был первый советский звуковой кинотеатр, самый прогрессивный, самый футуристический. Народ в кинотеатр пробивался с боем. В 1990-е все захирело. В гигантском фойе, где в советское время танцевали под патефон между кадками с пальмами и памятником Ленину, устроили салон элитных автомобилей. Затем кинотеатр взяла в аренду сеть «Каро Фильм». Но один-единственный зал особых доходов не приносил, а казино с игровыми автоматами и рулеткой пару лет назад оказалось под запретом. «Ударник» стал совсем нерентабельным, и «Каро Фильм» его прикрыла.
 
После закрытия кинотеатра «Каро Фильм» была идея вложить миллионы долларов и устроить здесь супермега концертный зал. Но «Ударник» — памятник культурного наследия, и «Архнадзор» забил тревогу.
 
ЧТО БУДЕТ. С недавних пор судьба «Ударника» решена: в длительную аренду его взял фонд «Артхроника», тот самый, который вручает самую авторитетную премию в области современного искусства — Кандинского. 26 октября он открыл в стенах кинотеатра выставку номинантов премии. В планах фонда — создание пространства, которое будет трансформироваться в лекционный, концертный или кинозал. А пока произведения номинантов Премии Кандинского — эпатажные предметы современного искусства, установлены на фоне остатков «новорусских» интерьеров. А из-под них торчат фрагменты авангарда — колонны Иофана, прекрасные в своей суровости.
 
В планах фонда «Артхроника» – восстановление «Ударника» согласно первоначальным замыслам Иофана. Для этого придется ободрать побрякушки, оставшиеся от казино, снять линолеум, которым прикрыли мраморные полы, и гипсокартонные панели, которыми залепили кессонные потолки. Работы предстоит не на один месяц.
 
До 16 декабря 2012 года
Вт–вс 11.00–20.00
Билеты: 200 р.
 
 
БАХМЕТЬЕВСКИЙ ГАРАЖ
УЛ. ОБРАЗЦОВА, 19А
 
 
ЧТО БЫЛО. Автобусное депо на бывшей Бахметьевской улице, построенное в 1927 году двумя столпами конструктивизма — Константином Мельниковым и Владимиром Шуховым. Понятно, что ангар у таких мастеров вышел новаторским. Мельников специально изучал новую науку автомобильного движения и даже изобрел привычную ныне для нас схему парковки, когда машины, чтобы не мешать друг другу, останавливаются не перпендикулярно к тротуару, а слегка под углом. Поэтому в плане Бахметьевский гараж — не ровный прямоугольник, а какой-то съехавший ромб. А инженер Шухов — автор знаменитой ажурной башни на Шаболовке — спроектировал для огромного гаража систему перекрытий. Гараж работал по прямому назначению до 1990-х. Здание потихоньку ветшало, металл кровли съедала коррозия. Автобусное депо переселили в Бибирево. Синагога в Марь иной Роще и еврейская община Москвы взяли под опеку покинутый ангар. Восстановили железные балки, по архивным фотографиям и чертежам воссоздали фасад с крупными надписями и контрастными геометрическими фигурами. В 2008-м Роман Абрамович (член общины) и Даша Жукова открыли здесь арт-центр «Гараж», ставший одним из самых авторитетных музеев современного искусства в Москве. В 2011-м «Г араж» переехал в Парк Горького.
 
«Гараж» Даши Жуковой переехал отсюда в Парк Горького, где будет обживать еще одну руину авангардной архитектуры – Шестигранник Жолтовского.
 
ЧТО БУДЕТ. В стенах Бахметьевского гаража 12 ноября открывается Еврейский музей и Центр толерантности, очень продвинутый и интерактивный. Все подробности — в ближайших номерах «ВД».
 
ВОСТОЧНАЯ УЛ. , 4, КОРП. 1
(495) 675-16-36
 
 
ЧТО БЫЛО. Дом культуры автомобильного завода. Лаконичное строгое здание построили в 1930—1937 годах знаменитые братья Веснины. Для своего времени это был передовой культурный центр — клуб, зрительный зал, кружки, лекции... Во время Второй мировой вой н ы в здание попала бомба. При реконструкции многие авторские идеи потерялись, конструктивистский стиль оказался «разбавлен».
 
ЧТО БУДЕТ. В 2008 году Дворец культуры отошел префектуре Москвы, которая решила возродить в нем активную деятельность. Отныне ДК ЗИЛ — культурный центр нового типа: с детскими студиями, экскурсионным бюро, hand-made-мастерскими, лекторием (проводимым совместно с Политехническим музеем), спектаклями «Балета Москва»... Благо есть где развернуться — площадь здания 23 000 кв. м, а сцена по размеру равна площадке Государственного Кремлевского дворца. Немного ремонта, тщательное планирование — и благодаря ДК ЗИЛ москвичи научатся отдыхать по-новому.