В музее А.С. Пушкина на Пречистенке открылась выставка Ивана Макарова. Полузабытый художник времен Николая I оказался неожиданно эффектным.

Самая известная работа Макарова — портрет Натальи Гончаровой, выполненный для ее второго мужа Ланского. На нем она действительно потрясающе красива, хоть ей уже около сорока, и она родила шестерых. Из-за таких женщин взаправду города горят и гибнут Ахиллы и Гекторы, не то что поэты. Рядом на выставке портреты ее дочерей Натальи Дубельт и Марии Гартунг, также известных красавиц. Гартунг так поразила , что он «украл» облик этой брюнетки для своей Анны Карениной. Дубельт, расставшись с беспутным мужем, заграницей стала морганатической супругой принца Николая-Вильгельма Нассауского. Так у и Николая I появились общие правнуки. Вряд ли они могли вообразить такое, когда царь распекал поэта в своем кабинете.

В экспозиции есть изображения и других членов пушкинской семьи, но в основном тут светские портреты, которыми Макаров заработал репутацию «салонного живописца». Императрица Мария Александровна, Шереметевы, Кочубеи, Барятинские, Долгоруковы. Надменные светские красавицы с гармонично спокойными лицами, с грацией избалованных хищниц.  Да, мы верим, что Наталья Гончарова была божественна, как на картине — вызубренные еще в школе стихи прочно входят в подсознание. А вот портретам этих светских львиц как-то не доверяешь. Так много красавиц сразу не бывает! Подлиза Макаров, небось, всех приукрасил. Плохой портретист. Но тут самое время вспомнить поколение внучек этих гранд-дам времен Николая II и Эдуарда VII. Фотография уже изобретена, камера не обманется лестью: но лица Зинаиды Юсуповой, Консуэло Вандербильт, Дженни Черчилль также по-олимпийски прекрасны и безмятежно надменны. Так может, не настолько Макаров и лжец? Может, просто начисто смело подобных женщин революциями, войнами и феминизмом?

А если начать вглядываться в портреты Макарова еще усердней, то оказывается, что он не лжец совсем. Вот рыжая девочка: явно близорукие глаза, покрасневшие веки, отсутствие ресниц и бровей. У дочери Тютчева какая-то странная, заячья губа. Художник Чернышев у него — нервный истерик, а у Гартунг такой солидный подбородок и шея, что догадываешься, откуда Толстой взял заметную каренинскую склонность к полноте, о которой забывают, отдавая ее роль всяким . Реализм налицо, только он ненавязчив. В высшем свете не любили грубостей.

Прелесть картин усиливается удачным оформлением выставки. Музей стилизовал залы под дворянское гнездо (размещаясь в усадьбе Хрущевых-Селезневых это не сложно), покрасил стены в сочные цвета, расставил подлинную мебель с позолотой и инкрустацией, разложил живые цветы. Так картина — опять живая часть интерьера, а не законсервированный музейный объект.

На Пречистенке вообще внимательны к посетителям, и всегда стараются сделать так, чтобы классика и история «цепляли». Это, наверно, потому, что у них много детских экскурсий. Дети ведь отличная контрольная группа, которая ничего не будет смотреть из вежливости — только из любопытства. Оттого и подписи под портретами — увлекательны и пространны как романы. Особенно интересны истории под детскими изображениями (ладно, многочисленные головки этих херувимчиков Макаров действительно явно «пёк» ради заработка).

Вот Сергей Шувалов — на картине ему годика четыре, голубоглазый ангелочек. А из этикетки мы узнаем, что повзрослев, молодой граф наделал таких долгов, что отец его дал в газеты специальное объявление, что долгов сына он платить не будет, и кредита ему больше не давать. А потом красавцу была суждена революция и эмиграция...

Жаль, что портретов на выставке всего около пятидесяти. Причем музею не удалось собрать все задуманное, и пару ключевых работ пришлось заменить копиями. А ведь Макаров так хорош и так удачно иллюстрирует свою эпоху, что вполне достоин крупного межмузейного проекта. Через десять лет он отпразднует 200-летний юбилей, может, стоит начать потихоньку готовиться?

Музей А.С. Пушкина на Пречистенке
до 26 ноября