Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась предаукционная выставка «1812». Коллекционерам и любителям военной истории понравится.

Показ лотов в стенах солидного музея — занятие репутационное. Громкое имя площадки способствует успеху будущих торгов. Потенциальные покупатели прекрасно знают, чего ждать от жанра предаукционной выставки. Для обычного же зрителя поясним, чем подобное мероприятие отличается от привычной экспозиции. Главная разница — вещи музейного уровня там можно увидеть редко. Основной массив составляют мелкие тиражные предметы, которые неплохо бы смотрелись в домашней коллекции, но для музея оказываются слишком камерными.

Выставка, которую в течении нескольких дней показывает аукционный дом «Русская эмаль», заняла в бывшем особняке Остерманов-Толстых единственный зал. По стенам и в витринах разместился большой набор графики и предметов, объединенных темой 1812 года. Русско-французская война — ключевой мотив множества культурных мероприятий, которые пройдут в этом юбилейном году по всей России. И выбор этой войны в качестве лейтмотива — выигрышный ход, тем более, что выставка оказалась одной из первых ласточек. Фанаты наполеоновских баталий действительно найдут в разглядывании представленных лотов большое удовольствие. Для прочих выставка вряд ли предназначена.

Бюстики и силуэты Александра Благословенного, включая смешной цветной, сделанный на английской фабрике, картины Коцебу, Виллевальде и Карла Шульца, портреты Платова, Кутузова и Паскевича, указы о производстве кого-то в подпоручики и увольнении из штабс-капитанов, дневник участника похода, хрустальная кружка, кувшины, статуэтка гусара, табакерка и так далее. При перечислении выходит много, и при разглядывании онлайн-каталога — тоже. А вот при визите выставки общее ощущение — маловато.

Наверно, потому что картин маслом совсем немного. Самый козырной — колоссальный портрет императора, кисти, разумеется, Доу. Здесь же есть портрет императрицы Елизаветы Алексеевны типа Виже-Лебрен, но работы неизвестного художника. Цвет лица царицы отчетливо отдает зеленым — это уже не живопись, а ремесло. Зачем-то добавлены батальные картины на тему 1812 года работы современного художника А. Ежова.

Графика, однако, любопытна. Есть листы редкой иконографии, например, профильное изображение императора в рост —  работы художника-любителя Льва Киля (в обычной жизни — адъютанта вел. кн. Константина). Сам князь Константин тоже присутствует — на карикатуре Шарля Верне. Художник этот, кстати, примечателен тем, что в одном из романов Шерлок Холмс назвал его своим прадедушкой. Тесен мир.

Практичный характер выставки подчеркивает то, что этикеток под экспонатами нет, одни цифры (номера лотов). Можно взять каталог и ходить с ним, читая подписи по брошюре. Впрочем, экспозиция все равно будет интересна тем, кто увлечен темой наполеоновских войн и российской императорской армии. А для тех, кто желает присмотреть необычный подарок для важного юбиляра — тем более: стартовые цены на графику вполне гуманны. Например, начальная цена на старинную раскрашенную литографию «Великодушная решимость императора Александра I при известии о вторжении Наполеона в Россию 1812» (илл. 1) всего 10 тыс. руб., отдельные гравированные портреты императора идут от 10-13 тыс. руб. А вот его же стаффордширский бюст (илл. 2) оценивается уже в 10 тыс. долл.

Ну что ж, пожелаем аукционному дому удачных торгов, которые состоятся после окончания выставки 18 февраля, а сами будем ожидать следующего мероприятия юбилейного года — выставки «Два Императора». Она пройдет в том же Музее Декоративно-прикладного искусства  с 15 февраля по 15 марта и, возможно, будет побогаче.