Государственная Третьяковская галерея опубликовала программу на 2012 год. VashDosug.ru выбрал 5 самых любопытных имен.

Константин Коровин

Третьяковская галерея на Крымском Валу, с 26 марта по 12 августа

Он не стал легендой для нас, потомков, этот улыбающийся бородач из разорившихся купцов-старообрядцев, друг Серова с Шаляпиным и главный русский импрессионист. Да и не до того ему, наверно, было. «Коровин баловень Аполлона, большой и тонкий талант, но человек мало уравновешенный, хватающийся за многое и ничего не доводящий до конца», —  писал главный арт-критик того времени, аристократичный Александр Бенуа, кажется, с завистью.

Мемуары рисуют очаровательный образ веселого и беспечного художника,  который был до безрассудства щедр, имел в друзьях всю Москву, устраивал шумные пирушки и обожал отдых на рыбалке. Еще он в Первую мировую войну консультировал армию на тему камуфляжа, дамам читал свои стихи, с успехом выдавая их за бальмонтовские, имел оперный голос...  Любовь к полнокровной жизни и нетерпеливость этого наивного и избалованного Дон Жуана видна во всех его картинах, ярких без вульгарности и виртуозных без вылизанности.

Он появился во времена господства передвижников, и на их фоне казался очень странным. Его картины были попросту красивы, а не полны морализаторства или размышлений о тяжелых судьбах деревни (причем обязательно в коричневой гамме). Возвращение в русскую живопись потерянной красоты — вот заслуга Коровина. Свежими и необычными казались его импрессионистичные пейзажи и натюрморты, удивительными  — театральные эскизы. К 150-летию со дня его рождения в Третьяковской галерее откроют масштабную ретроспективу Коровина, уже побывавшую в Петербурге. Новаторство Коровина спустя такой долгий срок мы, конечно, вряд ли оценим, а вот окунуться в его яркий мир и насладиться свежестью и силой красок, безусловно, сумеем.


Виктор Васнецов

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, с 17 апреля по 28 июля

Тема выставки — работа Васнецова для росписей и мозаик Владимирского собора в Киеве, на которую он потратил 11 лет.  В Третьяковке покажут подготовительные эскизы и наброски. Вещи эти для главного русского сказочника  нетипичны — никакой былинной мощи или девичьей красы. Мы видим огромные глаза Иисусов, сурово поджатые губы первых русских княгинь, огромного размаха ангельские крылья (огненные и белоснежные) и даже Четырех всадников Апокалипсиса.

Заказ этот Васнецову мог и не достаться. Руководитель проекта Прахов, выбирая художников для фресок, приехал из Киева в Москву, имея в кармане список из трех имен: «Васнецов, Суриков, Поленов».  В ночи он отправился на дачу к Васнецова и очень напугал его столь масштабным предложением. «Как! Конкурировать с Рафаэлем, с Мурильо? Критики жизни мне не дадут!», — отмахивался Васнецов. И расстроенный Прахов наутро уехал обратно в город, стучаться в дверь к Сурикову.  Тот тоже оказался на даче, правда, сибирской. В Сибирь Прахов ехать не стал, отправил Сурикову подробную телеграмму с предложением и поехал домой, в Киев. В квартире его ждала телеграмма от Васнецова, который не спал всю ночь: «Если Суриков откажется — оставь работу за мной». Одно слово «приезжай» — телеграфировал в ответ Прахов.

Владимирский собор не принято считать особым шедевром мастера. Да и в советское время эти рисунки не могли пользоваться такой же популярностью, как «Три богатыря» или «Аленушка». Теперь у нас появилась собственная возможность оценить этот проект, в котором христианская тематика причудливо сплетается с надвигающимся модерном.


Николай Фешин

Инженерный корпус Третьяковской галереи, с 22 мая по 29 июля

Кто это такой? — спросите вы. Это, граждане, один из самых дорогих русских художников в мире. В список, полный предсказуемых фамилий вроде Кустодиева, Кандинского или Малевича, он попал благодаря тому, что в 2010 году его «Маленький ковбой» (на илл.) был куплен  за 7 млн. фунтов стерлингов на аукционе неизвестным.

Николай Фешин (1881–1955) родился в Казани. Отучившись в московской мастерской Репина, в 1909 году  он вернулся в родной город, где стал преподавать. Он работал в Казанской художественной школе до 1923 года. Затем от голода и разрухи бежал в США. Привыкнув рисовать живописных чувашей и черемисов, в Америке он был потрясен при виде негров. Этот шок очевиден при взгляде на его картины с обнаженными негритянками — Фешин пишет их, словно это какие-то невиданные живые статуэтки, а не голые женщины.

Из-за туберкулеза он уехал в солнечный Техас, найдя там новую этническую натуру в виде местных индейцев. К этому периоду относится и «Маленький ковбой», написанный в 1940 году. В американских коллекциях отыскиваются  картины и его русского периода, например, «Черемисская свадьба» (1908), которая осенью 2011 году была продана за 3,3 млн. долл. Аукционеры потирают руки — с Кустодиевым или Кандинским такие внезапные ценные находки немыслимы.

В Третьяковке масштабную персональную выставку инициировало Министерство культуры республики Татарстан, которое очень гордится местным уроженцем. Мы же получаем шанс собственными глазами увидеть, стоит ли эта звезда поднятых вокруг нее восторгов, прозвания «художник художников» и сравнений с Микеланджело, которыми его награждают особо преданные поклонники.


Марк Шагал

Инженерный корпус Третьяковской галереи, с 12 июня по 30 сентября

Выставки самого известного российского еврея по миру устраиваются очень часто. Та же Третьяковская галерея сделала одну совсем недавно — в 2005 году. Отличие этой в том, что обещают особенную графику. А самое интересное — много произведений предоставит семья художника.

Что такое семья Шагала, полезно знать, чтобы разбираться в его творчестве. Главный персонаж, конечно, Белла, его жена, которую он рисовал всю жизнь в «Над городом», «Художник над Витебском», «Белле с белым воротником» (на илл.) и прочих запоминающихся картинах. Они влюбились в друг друга с первого взгляда, поженились перед революцией и произвели на свет единственного ребенка — дочь Иду. В 1944 году Бэлла скончалась по глупой случайности, от сепсиса. Шагал оказался на грани. Чтобы отвлечь его, Ида, которая уже стала взрослой женщиной, взяла в дом красивую экономку Вирджинию Хаггард, которая была замужем за неким МакНейлом. План оказался даже чересчур эффективным: Вирджиния забеременела от художника и ушла от мужа. Время их романа — один из самых плодотворных периодов Шагала. Он был счастлив и фонтанировал идеями. Сына назвали Дэвидом, однако его фамилией оставалось «МакНейл» — мать не оформила развод. После рождения мальчика последовало семь относительно счастливых лет. А в 1951 году Вирджиния наконец развод оформила — но не ради Шагала, а для того, чтобы уйти от него к одному бельгийскому фотографу.

Шагал опять хотел покончить с собой, и чтобы снова отвлечь его, Ида нашла «гейшу» — красивую и хозяйственную. Брак с ней он оформил. Эту вторую жену звали Валентиной Бродской. Она тоже была еврейкой и происходила из рода русских миллионеров-сахарозаводчиков. В свое время фамилия Бродских была настолько известна в России, что у врагов большевистского строя была даже антисемитская поговорка: «Сахар Бродского, чай Высоцкого, Россия — Троцкого». Для Шагала, у которого была мини-мания, вынесенная, наверно, из голодного детства — воровать сахар из ресторанов, этот брак был предметом какой-то гордости. «Если бы мои родители могли дожить до того, что я женюсь на дочери сахарного магната Бродского из Ставрополя. Они бы гордились своим сыном! Картинами бы не гордились — а этим, да». А Ида не раз пожалела о своем сводничестве: мачеха железной рукой взялась за менеджмент Шагала, не пускала к нему детей и внуков, и вдохновляла на рисование беспроблемных декоративных букетов, потому что они «хорошо продаются». С ней он прожил больше тридцати лет — до самой смерти в 97 летнем возрасте, продолжая, однако, постоянно писать усопшую Беллу.

Сейчас Фонд Шагала возглавляют дети Иды и их дядя Дэвид МакНейл. Он, кстати, стал писателем и композитором — его песни пели Ив Монтан, Мирей Матье, Катрин Денев и другие французы.


Павел Корин

Третьяковская галерея на Крымском Валу, с 27 сентября по 31 марта 2013 г.

Он родился в Палехском селе, но в его работах нет ни следа дробности стиля палехских иконописцев, зато есть мощь и энергичная лепка объемов. После революции село превратилось в конвеер шкатулок, а потомственный иконописец Корин — в автора портретов советской интеллигенции. Его изображения Горького, Коненкова, А.Н. Толстого, маршала Жукова, Кукрыниксов в ХХ веке стали хрестоматийными и принесли ему Сталинскую и Ленинскую премии. Однако истинной страстью художника, картиной, которую он полуподпольно лелеял в своей мастерской многие годы, оставалась одна-единственная работа на тему величия православия.

Это полотно носит двойное имя «Реквием» и «Русь уходящая». Историю его многострадального создания и рассказывает выставка. Картина посвящена эпизоду, который произвел в 1925 году на верующего Корина глубокое впечатление: отпевание в стенах Донского монастыря патриарха Тихона. С его смертью для православной Руси закончилась целая эпоха, даже патриархов следующие десятилетия, до многострадального 1943 года, запретили избирать. Задумав этот «Реквием», Корин начал писать этюды со священников, странников, нищих — людей с необыкновенными, осиянными верой лицами.

Тема эта, конечно, вызывала подозрение властей. Имя «Русь уходящая» появилось с легкой руки Максима Горького, который посетил мастерскую художника  — и стало некой индульгенцией для крамольного сюжета. Но это не помогло, на Корина продолжали давить. Огромный и пустой загрунтованный холст стоял в мастерской художника до самой его смерти. Осуществить замысел Корин так и не собрался. Некоторые этюды и наброски к «Руси  уходящей» обычно экспонируются в Доме Корина (филиале Третьяковки), но на этот раз нам обещают грандиозную экспозицию, где соберут абсолютно все — более 30 полотен, графические листы, а также иконы из собрания Корина, которые вдохновляли его во время работы. Кстати, эту выставку собирались открыть еще зимой 2011 года, однако отложили. Надеемся, что в этот раз все выйдет благополучно.